logo310
Новости ИнФранс О Франции Советы туристам Ваш Париж Регионы Франции Жизнь во Франции Русский взгляд
Учеба во Франции Работа во Франции Французский язык Бизнес во Франции Французская кухня Форум ИнФранс

bokovushki_oben_rot10 

Введение

Французская система образования

Высшее образование во Франции

MBA во Франции

Французское образование - в России

Поступление и жизнь студента во Франции

Полезные ссылки

Статьи на тему

Форум сайта

О проекте

Реклама

bokovushki_unten_blau10 

 

Устали искать тур на море - круиз Санкт Петербург Валаам.

 

Подписка на новости

 

 

Погода в Париже

 

Статьи об образовании во Франции

Самые "горные" школы Франции

Статья опубликована журналом "Обучение за рубежом" номер 3, 2001 год.

Слово Mines в переводе с французского языка означает "шахты". Интересно, что сами французы называют "горными" свои высшие инженерные школы. Мы представляем вам Groupe des Ecoles de Mines - объединение, включающее семь французских высших "горных" школ, специализирующихся на подготовке инженеров.

История этих учебных заведений насчитывает более двух веков. Идея создать инженерную школу, в которой преподавали бы профессора - члены Королевской академии наук, возникла еще в 1783 году при короле Людовике XVI. Однако в жизнь она воплотилась только спустя 33 года, в 1816 году, во времена правления Людовика XVIII. Тогда-то в Париже и была открыта первая во Франции высшая «горная» школа - Ecole des Mines.

Позже к ней присоединились аналогичные учебные заведения в Сент-Этьене, Нанси, Дуэ, Нанте, Апьби, Алесе. Расцвет высшего образования, ориентированного на подготовку инженеров, был не случаен: именно на рубеже XVIII-XIX веков разработка полезных ископаемых стала основой экономики ведущих европейских держав; тогда же, как следствие, возникла потребность в специалистах, способных обслуживать эту отрасль промышленности.

С тех пор эти учебные заведения дали Франции немало блестящих умов. В частности, выпускниками Ecoles des Mines были Анри Ле Шателье, внедривший в стране систему научной организации труда, Бенуа Фурнейрон, придумавший первые турбины, лауреат Нобелевский премии по экономике Морис Алле.

Сегодня объединение Groupe des Ecoles des Minesпредставляет собой крупнейший во Франции конгломерат высших инженерных учебных заведений. Ecoles des Mines предлагают дипломные и последипломные (магистерские и докторские) программы, а также годичные курсы для профессиональных инженеров. Здесь можно получить разностороннее образование не только в области инженерного дела, но и в сфере экономики, финансов, бизнеса. Любая из программ дает выпускнику широкие возможности как для успешного карьерного роста, так и для дальнейшего образования и исследовательской деятельности.

Школы, входящие в состав Groupe des Ecoles des Mines, выгодно отличаются от своих многолюдных собратьев-университетов небольшими размерами, Это не только позволяет обеспечить внимание к каждому студенту со стороны преподавателей, но и дает возможность строить учебную программу в соответствии с индивидуальными требованиями учащихся. Как отмечает координатор магистерских программ Groupe des Ecoles des Mines Кароль Николя, «объединение наших школ открыло широкие возможности  для концентрации совместных усилий, направленных на создание тесных связей с промышленным сектором, представители которого - потенциальные работодатели наших выпускников».

Высокое качество преподавания в Ecoles des Mines привлекает внимание инвесторов, что дает школам возможность создавать качественную техническую базу. Здесь есть современные лаборатории, библиотеки, компьютерные классы, доступные студентам круглосуточно, и даже 42 исследовательских центра, в которых ведутся научные разработки в области энергетики, прикладной математики, компьютерных технологий, экономики и социальных наук, менеджмента.

Учеба по дипломным программам в Ecoles des Mines продолжается 3-4 года и состоит из четырех крупных блоков: изучения базовых дисциплин, специализации, практики и написания выпускного проекта. Во время учебы студенты осваивают широкий спектр дисциплин, начиная от предметов естественнонаучного цикла и заканчивая гуманитарными науками. Они учатся сочетать технические навыки с умением делать экономические и социальные прогнозы. Помимо традиционных инженерных знаний студенты овладевают конкретными приемами работы, которые пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности, например, учатся работать с мультимедийными и коммуникационными технологиями.

Французы, выбравшие своей будущей специальностью инженерное дело, должны учиться не менее пяти лет. Первый этап - подготовительная школа. Учеба там продолжается один или два года. За это время будущие инженеры получают базовые знания по математике и физике.

Продолжить свое инженерное образование они могут на инженерных факультетах вузов или в высших инженерных школах, куда принимают по результатам выпускных экзаменов в подготовительной школе. По статистике, конкурс составляет 10 человек на место.

Специализация начинается на третьем курсе, причем выбрать ее студентам часто помогают сами преподаватели. Всего специализаций семь: промышленность и окружающая среда, гражданская инженерия, энергетика, механика, метрология, автоматизация производства, технология производства полимерных материалов. Выпускники получают Diplome Grande Ecole, который высоко котируется среди работодателей.

К сожалению, на основных программах инженерных школ иностранцев немного. И причина этого кроется не только в том, что для поступления необходимо хорошо знать французский (включая специальную а терминологию). Дело в том, что во Франции преподавание математики и физики имеет свои особенности, и нужно пройти долгий путь подготовки, чтобы, изучая эти и без того сложные для понимания дисциплины, подстроиться под французов.

Впрочем, существуют магистерские программы, в значительной степени сориентированные на иностранных студентов. Преподавание ведется на английском языке, хотя часть лекций - например, по факультативным предметам - читается на французском.

В процессе обучения студенты знакомятся со всеми тонкостями инженерного дела и по прошествии 15 месяцев становятся специалистами широкого профиля, знакомыми также с основами юриспруденции, экономики, финансов, коммерции, менеджмента. Подобный результат достигается сочетанием теоретической подготовки с отработкой практических навыков, которые в дальнейшем могут быть применены при работе в компаниях. Студенты посещают тренинги по управлению проектами, учатся проводить презентации, встречи, вести переговоры.

Магистерские программы этого вуза делятся на три этапа: два академических семестра и следующая за ними пятимесячная практика «на производстве» или в исследовательской лаборатории.

60-70% всего времени будущие магистры слушают лекции по различным отраслям инженерного дела, проходят курсы экономики, менеджмента проектов, работы с персоналом, а также некоторых социальных наук. В конце обучения они представляют письменную работу по итогам практики.

Например, магистерская программа «Международные проекты и управление природными ресурсами» включает 270 академических часов изучения теоретических предметов (геология, гидрология, природные ресурсы и пр.). 85 часов отводится на предметы технического цикла и еще 270 часов - на экономические дисциплины: экономику промышленности, международную торговлю, международный проектный менеджмент, анализ рисков.

Всего в Ecoles des Mines существует 10 магистерских программ: промышленность и международный менеджмент; международная индустрия и проектный менеджмент; управление рисками и налогообложение; проектный менеджмент и энергетика; инженерное дело; инновационые стратегии производственного дизайна; логистика и производственные системы; международные проекты и управление природными ресурсами; сыпучие материалы: продукция и технологические процессы; охрана и реставрация памятников старины. Стоимость обучения по этим программам составляет порядка 10000 евро.

В Ecoles des Mines есть также специальные годичные курсы, рассчитанные на специалистов, уже имеющих высшее инженерное образование (5 лет обучения). В каждый курс помимо лекционных занятий входит производственная практика продолжительностью 6 месяцев, которая проходит непосредственно в компаниях. Кроме того, Ecoles des Mines дают иностранным студентам возможность подтянуть французский язык. На это отводится 4 часа в неделю. При школах также существуют летние языковые курсы, посещение которых не станет лишним для потенциальных студентов Ecoles des Mines. Ведь несмотря на то что обучение проходит на английском, жить и решать бытовые проблемы им предстоит все-таки во Франции.

На магистерские программы принимают кандидатов, окончивших три курса вуза либо имеющих диплом о высшем техническом образовании или опыт работы в должности инженера не менее трех лет. Однако в последнее время у российских специалистов появился неплохой шанс ближе познакомиться с Ecoles des Mines: в апреле высшие инженерные школы Франции планируют принять участие в Форуме высшего образования во Франции￰○¬│￿, который пройдет в трех городах России. «Наш интерес к вашей стране, - говорит Кароль Никола, - объясняется множеством причин. Не последнее место в их ряду занимает тот факт, что в России есть множество специалистов, желающих получить дополнительное образование, которое поможет им более успешно интегрироваться в международное профессиональное сообщество»

Все статьи об образовании во Франции
Обсудить на форуме

 

 

© Нелла Цветова 1999-2005 Все права защищены
©2005 Борис Карпов