logo307
Новости сайта О Франции Советы туристам Ваш Париж Регионы Франции Жизнь во Франции Русский взгляд
Учеба во Франции Работа во Франции Французский язык Бизнес во Франции Французский язык Форум ИнФранс

bokovushki_oben_rot07 

Вступление

Эльзас

Аквитания

Овернь

Бургундия

Бретань

Центр - Долина Луары

Шампань-Арденны

Иль де Франс

Корсика

Франш-Комте

Лангедок-Руссильон

Лимузен

Лотарингия

Юг-Пиренеи

Север-Па-де-Кале

Нижняя Нормандия

Верхняя Нормандия

Пэи-де-Луар

Пикардия

Пуату-Шарант

Прованс-Альпы

Лазурный берег и Ривьера

Рона-Альпы

Заморские территории Франции

Отзывы туристов

bokovushki_unten_blau07 

 

 

Подписка на новости


 

 

Погода в Париже

 

СТАТЬИ О ФРАНЦИИ

КВАРТАЛ "LES ANTIQES"
(памятники античного времени города Сан-Реми-де-Прованс во Фран
ции)

Городок Сан-Реми-де-Прованс до 1921 года был известен исключительно как родина Мишеля Нострадамуса, - что само по себе совсем не мало. Но будущий предсказатель просто родился здесь - и больше сказать нечего… А вот раскопки двадцатых годов ХХ века заставили заговорить об этом городке - они подарили Сан-Реми античного близнеца - Гланум, город римского времени.

В Сан-Реми и до знаменитых раскопок было местечко, которое называлось "Les Antiques", "Древности", мимо которого туристы не проходили. "Кенотаф", возраст которого приближается к двум тысячелетиями, выглядит так, как будто скульптор только что прекратил работу над ним. Он удивительным образом не пострадал ни от рук людей, ни от десницы времени. Памятник возведен в память о двух племянниках Августа - Кае и Луции, погибших совсем юными на поле брани.

Высота "Кенотафа" - девятнадцать с половиной метров, его постамент украшен рельефами и изображениями классических битв и трагических сцен античной древности: сражение с амазонками, гибель Адониса, бой за тело Патрокла. Первый ярус памятника - четыре арки, второй - окруженный колоннами коринфского ордера "храм" со статуями Кая и Луция.

Разумеется, сказать, что в сравнении с "Кенотафом" "Арка" выглядит просто руинами, будет большим преувеличением. Отбиты некоторые детали декора, пострадала одна из колонн, а в остальном самая древняя в нарбоннской Галлии арка, перекрывавшая дорогу через Альпины на Милан, осталась неприкосновенной. Арка увенчана каменными гирляндами из плодов, цветов и листьев и украшена барельефом, изображающим прикованных к дереву пленников.

Квартал "древностей" замыкает монастырь святого Павла. Когда-то праведному клирику по имени Павел предложили проповедовать среди беглецов из Реймса, которые, спасаясь от орд варваров, бежали в Прованс и прозябали там в грехе и нечестии, лишенные пастыря. Бедняги, измученные лишениями, поколебались в вере Христовой и говорили, что их умершие для веры сердца уже ничто не сможет воскресить.

Павел построил свою проповедь на том библейском эпизоде, где Господь возвращает к жизни юную девушку, сравнивая ее с увядшей ветвью. Для вящего эффекта подвижник провозгласил, что если Господь захочет, то не только хрупкая ветка, но и старый корявый сук покроется нежными цветами. И … посох проповедника зацвел в его руках.

На этом месте и был основан монастырь, который известен стал миру не только благодаря этой истории. В нем писал последние картины и закончил свои дни художник-мученик Винсент Ван-Гог.

Однако же стоит вернуться к раскопкам 1921 года. Оказалось, что "древности" Сан-Реми - это вовсе не одинокий исторический квартал, это территория, по площади приближающаяся к заселенной в этом местечке в ХХ веке. В VI веке до нашей эры финикийские купцы основали здесь святилище, которое непременно посещали по дороге из Марселя в Авиньон. Эта сравнительно небольшая торговая дорога переросла постепенно в римскую Via Sanktuaria - дорогу Святилища, которая смыкалась с грандиозной Via Domtitana - дорогой Домициана. Вокруг святилища выросли жилые кварталы торгово-ремесленного городка, были выстроены термы и вымощена плитами торговая площадь, а святилище обогатилось множеством роскошных алтарей и жертвенников, посвященных Геркулесу. Именно его помощь и поддержка представлялась римлянам необходимой в этой "дикой и опасной Галлии".

Город получил имя "Гланум" после прихода легионов Гая Мария в 102 году до нашей эры. Тевтоны, которых пытался усмирить Марий, неоднократно тревожили покой города, затем франки и аллеманы окончательно сокрушили его, и след римского времени постепенно изгладился.

Во времена Каролингов история местечка приобрела иное направление. Сюда пришли, дабы проповедовать Христово учение осевшим здесь потомкам варваров, святые Ремигий (а по-французски - святой Реми) и Кловис. Первое, с чем они столкнулись, была похоронная процессия - хоронили юную девушку, дочь богатого и знатного человека, которая при жизни была одержима дьяволом. Ни лекари, ни знахари-экзорцисты не могли помочь бедняжке. Во время приступов одержимости девушка срывала с себя одежды, бегала по улицам, выкрикивая бессвязные проклятия, бросалась на прохожих… Во время последнего припадка она разбилась и умерла.

Святой Реми возвал к Господу о помощи и …девушка вернулась к жизни. Нужно ли говорить, что никакие бесы ее больше не мучили! Ее дальнейшая судьба не заинтересовала поведавшего эту историю потомкам хрониста, но известно зато, что отец девушки отблагодарил чудотворца богатым подарком. Это был большой участок земли и угодий, где пришельцы могли основать монастырь. Это как раз оказалась территория римского Гланума.

Реми, разумеется, было не до римских развалин, дел ему хватало. Неслыханной удачей оказалось то, что и все последующие настоятели этой обители не пытались сокрушить древние языческие алтари, не сочли необходимым воспользоваться строительным камнем, наконец, не пустили туда в XVIII - XIX веках кладоискателей!

Обитель тихо угасла в начале ХХ века, поскольку городок стал совсем маленьким, и последние монахи из Гланума перебрались в аббатство Монмажур. А в Гланум пришли археологи. Храмы, форум, аркады и портики - право же, нет никакого смысла перечислять архитектурные красоты Гланума. Вот мозаики, пожалуй, нельзя не упомянуть. Во-первых, здесь найдена самая древняя в Галлии мозаика, изображающая двух резвящихся дельфинов. Во-вторых, еще одна мозаика представляет собой самую первую в Европе рекламу бани и массажного кабинета - умелый костоправ мнет жирок упитанного посетителя на краю бассейна. А рядом с умельцем стоит статуя Аполлона, покровительствовавшего, помимо прочего, и здоровому образу жизни.

Эта статуя, изображенная на мозаике, была "срисована с натуры" - такую же нашли рядом на самом деле. Вместе со статуей героя, с которого началось здесь римское время - Геракла Бибакса, Геракла победителя…

© Мегатис, 2001

Все статьи о регионах Франции
Обсудить на форуме

 

 

© Нелла Цветова 1999-2005 Все права защищены
©2005 Борис Карпов