logo307
Новости сайта О Франции Советы туристам Ваш Париж Регионы Франции Жизнь во Франции Русский взгляд
Учеба во Франции Работа во Франции Французский язык Бизнес во Франции Французский язык Форум ИнФранс

bokovushki_oben_rot07 

Вступление

Эльзас

Аквитания

Овернь

Бургундия

Бретань

Центр - Долина Луары

Шампань-Арденны

Иль де Франс

Корсика

Франш-Комте

Лангедок-Руссильон

Лимузен

Лотарингия

Юг-Пиренеи

Север-Па-де-Кале

Нижняя Нормандия

Верхняя Нормандия

Пэи-де-Луар

Пикардия

Пуату-Шарант

Прованс-Альпы

Лазурный берег и Ривьера

Рона-Альпы

Заморские территории Франции

Отзывы туристов

bokovushki_unten_blau07 

 

 

Подписка на новости


 

 

Погода в Париже

 

СТАТЬИ О ФРАНЦИИ

Две Марии и цыганка Сара

"Святая Мария с Моря" - это название небольшого городка на берегу Средиземного моря в департаменте Камарг в Провансе. Главный храм города называется так же, Saintes-Maries-de-la-Mer. А еще эту церковь зовут "Цыганская Мария".

...Это произошло году в сороковом от Рождества Христова, в пору жестоких гонений на последователей Его учения. Семерых христиан бросили в утлую лодчонку без руля и весел, не дали с собой пищи, и оттолкнули от берега. Семеро - а это были Максимин, Лазарь, Мария Магдалина, Марта, Мария Саломея, мать апостолов Иоанна и Иакова, Мария Иаковлева, сестра Девы и Сара Египтянка - вверили свою судьбу Господу.

И вскоре милосердные волны вынесли лодочку на берег в живописнейшем месте Provincia Romana, римской провинции, будущего французского Прованса. Путешественники поневоле воздвигли маленькую часовню Девы Марии на месте своей высадки. Затем они разделились. Максимин ушел проповедовать в Тараскон, Лазарь и Марта - в О-де-Прованс, а Мария Магдалина - в Марсель, а вернее - в Таракс, Аква Секста и Марсаллу - так назывались тогда эти римские крепости.

Две Марии и их служанка Сара (да, Сара была всего лишь служанкой, да и египтянкой ее называли лишь для того, чтобы не обижать попусту... Сара была gypta, гитана, цыганка!) остались на месте. Здесь они и прожили остаток своей жизни в тишине и благочестии. Обращали язычников в веру Христову, лечили больных, да зажигали на берегу костер в штормовые ночи. Похоронили трех женщин в построенной ими же часовне.

На месте часовни в XI веке была построена церковь, в которую были перенесены останки трех святых. Церковь сложена из серого тесаного туфа и напоминает с виду феодальный замок. Мощная апсида похожа на донжон или угловую башню крепости, вместо окон - узкие бойницы, два боевых яруса с зубцами стен, навесные бойницы - машикули.... Над башней - колокольня в четыре проема, увенчанная тремя крестами и флюгером. Внутри храма нет росписей - их заменяют деревянные раскрашенные фигуры святых. Главные скульптуры - это две Марии в голубой лодке и чернокожая Сара.

В XV веке в поселке, возникшем вокруг храма, да и во всем Камарге было немало чужаков: мосарабы - испанские христиане, принявшие язык, культуру и нравы арабских завоевателей и изгнанные за это из своей страны эдиктами католических королей, а также вечные изгнанники - цыгане. Занятия переселенцев были нехитры - рыбаки, пастухи, объездчики лошадей и ... что греха таить - актеры, фокусники, контрабандисты, воры и браконьеры.

Саре-цыганке они и молились. Неловко, стыдно просить у Господа удачи в своем греховном промысле. А святая Сара - поймет и перескажет все своим хозяйкам, они расскажут Деве Марии, та упросит Сына - и сладится дело. Имя и изображение святой Сары появилось на лошадиных и бычьих таврах, его выцарапывали на пулях охотничьих ружей, на бубнах танцовщиц, вышивали на мулетах. Цыгане стекались сюда в день св. Сары во все возрастающем количестве, и иногда казалось, что здесь и находится цель их бесконечного странствия. Так продолжается и по сей день. Город стал "цыганской Меккой", куда любой цыган-католик мечтает попасть хотя бы раз в жизни. Едут из всех стран мира, семьями, улицами, поселками, богатые цыгане помогают добраться до юга Франции своим бедным соплеменникам. Они везут Саре новые платья и серебряные украшения.

Праздник устраивают дважды в году - 24 мая и 22 октября. Статую святой Сары облачают в новые наряды, пышные и яркие, подвешивают к ушам серьги, надевают мониста и браслеты с бубенчиками - Сара приобщена к лику святых, но по вкусам осталась истой цыганкой. Ее несут на помосте четыре носильщика - как правило, их выбирают среди тех, кто затратил больше всего сил и средств на организацию праздника. Процессия со всею торжественностью движется к берегу моря (береговая линия несколько отступила от храма за две тысячи лет). Статую окунают в море, и всякий раз волны благополучно выносят смуглолицую Сару на провансальский берег.

Празднества длятся десять дней. Они включают в себя конское родео, скачки быков, турниры укротителей быков, собирающихся со всего Камарга, песни, танцы, фокусы, катание на расписных каруселях. На все это благосклонно взирают две Марии и Сара, заступница гонимого племени.

Гонимого? Ведь все это в уже прошлом? Да, наверное... но в таком недавнем прошлом. По дороге от церкви стоит скромная белая стела. Это памятник уничтоженным фашистами цыганским детям-сиротам из приюта при церкви Saintes-Maries-de-la-Mer.

Мегатис

Все статьи о регионах Франции
Обсудить на форуме 

 

 

© Нелла Цветова 1999-2005 Все права защищены
©2005 Борис Карпов