A380 в России и над Россией

Глава представительств Airbus и EADS в России Вадим Власов не исключает того, что в высокий сезон можно будет увидеть самолеты A380 на регулярных рейсах в аэропорту Домодедово, поскольку уже сейчас авиаперевозчики, приступившие к эксплуатации A380, выполняют полеты в Домодедово на самолетах Boeing 777 и Airbus 340, так что переход на ВС большей размерности станет естественным результатом развития рынка. Пока, впрочем, трудно ожидать подобного развития в ближайшие год-два. Пассажиропотоки еще не настолько выросли, чтобы ставить A380 на ежедневный московский рейс, да и самолетов пока не так много, а попытки оперативного перебрасывания этого самолета между разными направлениями, по опыту компаний-эксплуатантов, себя не оправдывают, поскольку влекут необходимость продавать существенно разное количество билетов на рейсы в зависимости от типа ВС.
По состоянию на конец ноября в мире эксплуатируется 20 самолетов Airbus A380, они совершили более 9160 коммерческих рейсов, налетав свыше 86400 ч. Эти самолеты летают из Сингапура в Гонконг, Токио, Лондон, Париж, Сидней и Мельбурн (Singapore Airlines), из Дубая в Сидней и Окленд, Бангкок, Лондон и Торонто (Emirates), из Мельбурна в Лос-Анджелес, из Сиднея в Лос-Анджелес, Сингапур и Лондон (Quantas), из Парижа в Нью-Йорк (Air France — KLM). На 2010 г. Emirates заявила также полеты из Дубая в Сингапур, Сеул, Париж и Рим, а Air France — KLM — полеты из Парижа в Йоханнесбург и Токио. Рейс Париж—Токио представляет особый интерес, поскольку должен выполняться над территорией России по транссибирским маршрутам (ТСМ), использование которых иностранными перевозчиками требует компенсационных платежей в пользу “Аэрофлота”.
Неудивительно, что вокруг этого рейса развернулась интрига, к которой Airbus, впрочем, не имеет никакого отношения. По информации ATO.ru из источников в Брюсселе, на предварительный запрос о возможности использования A380 для полетов по ТСМ французская сторона получила отказ. Точная формулировка причины отказа неизвестна; это могло быть либо ограничение на вместимость ВС, прописанное в исходном соглашении о воздушном сообщении (точнее, в конфиденциальном приложении к нему), либо отсутствие в России аэропортов, за исключением Домодедово, сертифицированных для приема A380. Одновременно российская сторона подняла вопрос о допуске в небо Европы транспортного самолета Ил-96-400Т. В настоящее время конфликт вроде бы снят, и, как утверждается, к моменту возможного начала полетов A380 по ТСМ в России для него будут сертифицированы и другие аэропорты (хотя необходимость в этом не очевидна, поскольку на четырехмоторный A380 требования ETOPS, естественно, не распространяются). Понятно, что в рамках переговорного процесса Россия — ЕС стороны используют всевозможные аргументы, чтобы добиваться выгодных для себя условий. Но если прежде выдача разрешений для полетов по ТСМ была для России предметом переговоров и торговли, то сейчас, понимая, что Евросоюз рано или поздно добьется демонтажа системы компенсационных платежей за ТСМ, Россия пытается показать, что никакой радости от этого иностранные авиакомпании не получат.

Читайте также:  НАЦИОНАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ ПРЕМИЯ "КРЫЛЬЯ РОССИИ — 2006"