Три крупнейших европейских перевозчика начинают новый год в окружении противоречивых проблем. Им придется выживать в неустойчивой экономической ситуации, свойственной большей части региона. А внутри своей отрасли они вынуждены учитывать радикально меняющийся баланс сил, который спровоцирован, в частности, приобретением Etihad Airways блокирующего пакета акций в Air Berlin, а также покупкой группой IAG британской bmi.
Сделка Etihad, завершенная в декабре прошлого года, заставила серьезно взволноваться группу Air France — KLM и Lufthansa. Их пугает возможное усиление одного из основных конкурентов, у которого сейчас есть возможность получить финансовую поддержку, а также растет страх перед подобными сделками с другими авиакомпаниями.
Глава Etihad Джеймс Хоган продолжает искать новые возможности для инвестиций на европейском рынке, и новые сделки будут заключаться, как только появится такая возможность: "Мы ищем разумный вариант для инвестиций, это должно быть правильное вложение. Мы продолжаем рассматривать различные варианты". А возможностей сейчас предостаточно. Несколько европейских компаний сегодня ищут инвесторов, включая таких именитых, как Aer Lingus и Virgin Atlantic, а также несколько бывших национальных перевозчиков стран Восточной Европы.
Покупка доли в Air Berlin сделала Etihad вторым ближневосточным перевозчиком, который выступает совладельцем европейской авиакомпании. Но шаг Etihad стратегически гораздо более важен, чем сделка Qatar Airways, купившей в прошлом году 35% акций грузового перевозчика Cargolux. Грузовые перевозки не привлекают столь значительного внимания топ-менеджеров пассажирских авиакомпаний. Не менее важную роль тут играет и политический аспект: штаб-квартира Cargolux находится в маленьком государстве Люксембург, а Air Berlin базируется в Германии — европейской стране с крупнейшей экономикой.