Дойные коровы

Пьер СПАРАКО, Париж
Генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни постоянно заявляет о недостаточном участии аэропортов в отчаянных усилиях авиакомпаний найти пути снижения эксплуатационных расходов. В начале июня, подтвердив тот факт, что большинство перевозчиков после пятилетнего периода сокращения доходов наконец-то увидели свет в конце тоннеля, он подчеркнул: “В то время как авиакомпании стремятся снизить свои расходы, аэропортовые сборы растут. Такая политика неприемлема и безответственна”. Интересно отметить, что глава IATA выразил свой протест, находясь в столице Франции, где располагается головной офис Управления парижских аэропортов (ADP) — государственной организации, осуществляющей руководство деятельностью аэропортов. В течение последних пяти лет, с 2001 по 2004 г., ADP установило ненужный авиакомпаниям рекорд, увеличив за этот период сборы на 44%; в ближайшем будущем планируется их дальнейший рост.
В июне продолжался процесс частичной приватизации Управления, который, как ожидается, сделает ADP “звездой” фондовой биржи Euronext. Для того чтобы добиться этой довольно сомнительной цели, ADP получило от премьер-министра Франции Доминика де Вильпена согласие на ежегодное 5%-ное повышение сборов за посадку в течение пяти ближайших лет. Такие темпы роста значительно выше темпов инфляции во Франции, составляющих в среднем 1,75% в год.
Финансовая политика ADP приводит руководство авиакомпаний в бешенство. Г-н Бизиньяни считает, что Еврокомиссия должна рассмотреть эту проблему и, проанализировав ее всесторонне, разработать директиву по вопросу аэропортовых сборов, которая приведет к “жестким независимым национальным правилам”, ограничивающим монополию аэропортов с пассажирооборотом более 5 млн чел. (под это условие подпадает примерно 50 крупнейших аэропортов Европы). IATA стремится также направить все усилия на то, чтобы “вырвать из рук руководства аэропортов решение вопросов, затрагивающих интересы всей отрасли”.
Франция же действует наоборот, и, естественно, ADP это нравится. Его приватизация, по имеющимся оценкам, принесет в казну 1,5 млрд евро и даст сигнал к проведению политики, ориентированной на удовлетворение интересов акционеров. Частичная приватизация представляет собой неудачный компромисс, направленный на поддержку планов повышения доходов и получения сверхприбыли путем увеличения сборов. При этом, однако, у правительства остается контрольный пакет акций.
Руководство ADP приводит свои аргументы, указывая на то, что возрастут доходы от деятельности, непосредственно не связанной с авиацией, поскольку оно намерено вложить в 2006-2011 гг. около 3,24 млрд долл. в модернизацию Орли и в расширение пропускной способности терминалов аэропорта им. Шарля де Голля. В прошлом году эти два аэропорта обслужили 79 млн пасс., что примерно на 4,4% больше, чем в 2004 г.
В соответствии с соглашением, заключенным с местными жителями, требующими снизить мешающий им шум, движение в Орли сокращено до 250 тыс. взлетов/посадок в год. Хотя по возможностям аэропорта эта цифра может быть увеличена, но Мальтузианский протокол не позволяет разрешить дополнительные взлеты и посадки. Столь жесткое ограничение привело к тому, что весь рост перевозок идет только за счет аэропорта им. Шарля де Голля. В этой противоречивой обстановке удовлетворение одновременно запросов и авиакомпаний, и акционеров представляется неразрешимой задачей.
Более того, предварительно намеченный план строительства в регионе дополнительного аэропорта заморожен. Четыре ВПП аэропорта им. Шарля де Голля пока справляются с ростом перевозок, но с течением времени эти козырные карты уйдут, поскольку объемы перевозок воздушным транспортом продолжают расти, а Air France — KLM остается игроком мирового уровня.
Есть и другие трудности. Так, в Тулузе, где воздушная гавань расположена всего в 4 км от центра города, пригороды борются против идеи сооружения более отдаленного от города аэропорта. Группу содействия его строительству возглавляет уроженец этих мест Анри Мартрэ, бывший председатель совета директоров и исполнительный директор авиакомпании Aerospatiale. “На нынешнем этапе предварительной проработки можно принять только одно принципиальное решение — зарезервировать, пока еще не поздно, участок земли под аэродром”, — считает он. Примерно то же происходит и на французской Ривьере, где не видно приемлемых решений, позволяющих расширить аэропорт в Ницце.
Первый выпуск акций ADP на рынок был хорошей возможностью для создания новой общенациональной стратегии развития аэропортов, для энергичных попыток решения ключевых вопросов и демонстрации способности обращать внимание на жизненно важные для воздушного транспорта проблемы. Вместо этого правительство Франции и ADP разработали в июне узкий, недальновидный подход к решению проблемы. Это как раз то, к чему больше всего испытывают неприязнь авиакомпании.
Последней надеждой для них остается Еврокомиссия. Комиссар Евросоюза по вопросам транспорта Жак Барро занимается вместе с торгово-промышленными группами разработкой так называемых основополагающих принципов улучшения нормативных актов. А тем временем “дойные коровы” в лице авиакомпаний оплачивают более высокие сборы, радуя тем самым акционеров ADP.

Читайте также:  Авиакомпания Turkish Airlines подвела итоги полугодия