Импульс к либерализации

15 ноября авиакомпания S7 Airlines вступила в глобальный альянс Oneworld. Более подробно об этом событии будет рассказано в следующем номере АТО, пока же ограничимся некоторыми замечаниями. Событие это, безусловно, знаковое как для авиакомпании и альянса, так и для всей отрасли российской гражданской авиации. Вполне можно ожидать, что одним из результатов вступления S7 Airlines в глобальный альянс Oneworld станет постепенная модернизация межправительственных соглашений о воздушном сообщении (СВС).
До сих пор единственной российской авиакомпанией, участвующей в глобальном альянсе, оставался “Аэрофлот”, вступивший в 2006 г. в SkyTeam. Но между этими авиакомпаниями есть принципиальное отличие. “Аэрофлот” имеет широчайший набор коммерческих прав на международном рынке, поэтому ни его возможности по дальнейшему развитию в рамках альянса, ни возможности самого альянса почти не ограничены. В качестве примера можно привести замечательные коммерческие соглашения “Аэрофлота” с его партнерами по SkyTeam (в частности, Air France и Alitalia), позволившие этим авиакомпаниям выступать в качестве код-шеринговых маркетинговых партнеров на рейсах “Аэрофлота” в российские города, на которые у них даже нет назначения. К примеру, под кодом AF можно купить билет на рейс Москва—Нижневартовск.
Компании S7 Airlines, как и большинству остальных российских перевозчиков, не хватает коммерческих прав для полномасштабного международного сотрудничества. Это демонстрирует, в частности, развитие отношений между S7 и Air Berlin, которая тоже, кстати, вступает в Oneworld (у S7 нет назначения на линии Москва—Берлин, из-за чего не удается организовать код-шеринг с Air Berlin на этом ключевом маршруте). Поэтому можно ожидать, что Oneworld, отстаивая свои интересы, будет занимать гораздо более активную по сравнению со SkyTeam позицию по отношению к российскому рынку, и это должно будет проявиться на всех уровнях.
Год назад на нашей третьей международной конференции “Воздушный транспорт России и ЕС сегодня и завтра” генеральный менеджер по международным отношениям British Airways Кэрол Коул говорила: “В лице S7 мы нашли партнера-единомышленника, с которым хотим совместно работать для запуска новых рейсов, создания новых продуктов и открытия новых возможностей для пассажиров по всей России. Однако нас сдерживает Соглашение о воздушном сообщении 1957 г. между Великобританией и Россией, поскольку оно, как и многие другие, было написано еще до появления какого-либо понятия о коммерческом сотрудничестве авиаперевозчиков с помощью соглашений вроде код-шеринга. У нас по-прежнему остаются ограничения на частоту полетов и ограниченный список пунктов назначения, которые могут обслуживаться на рейсах между Евросоюзом и Россией. S7 и BA работают над тем, чтобы договоренности о сотрудничестве, которые разрешены в рамках действующего СВС, приносили пользу нашим авиакомпаниям и пассажирам. Но с более либеральным СВС мы получили бы больше определенности, мы могли бы сделать больше, объединяя преимущества крупного сетевого авиаперевозчика и сильного глобального альянса. Это принесло бы пользу российским пассажирам, а пассажирам ЕС был бы выгоден более легкий доступ в Россию”.
Надо отметить, что российские авиационные власти тоже не относятся к существующим СВС как к некой неизменной данности. Недавно заместитель министра транспорта Валерий Окулов сказал: “Нужно адекватно подходить к мировым процессам, мы не намерены занимать тупую позицию и готовы модернизировать межправительственные соглашения, сохраняя их двусторонний характер”. Таким образом, вполне можно ожидать, что активность альянса Oneworld, поддержанная авиационными властями стран, к которым относятся авиакомпании — члены альянса, послужит стимулом для дальнейшей либерализации международных воздушных перевозок в России.

Читайте также:  Авиакомпания Continental Airlines меняет прописку в альянсе