Компании с низкими тарифами стали главными героями новой пьесы на европейской сцене
The Best Time to Visit France. Flight, Tour to France

Пьер Спарако, Париж

Колоссальные амбиции авиакомпаний, предлагающих перевозки по низким тарифам, подогреваемые постоянным стремлением пассажиров к экономии, стали движущей силой стремительно разворачивающихся преобразований воздушного транспорта европейских стран.

Давление со стороны “дешевых” перевозчиков, ощущаемое их конкурентами, недавно заставило руководство последних провести переоценку стратегических задач и установить новые приоритеты деятельности. Хотя руководители авиакомпаний прежде всего озабочены последствиями экономического спада, им пришлось отодвинуть эти заботы на второй план и заняться проблемой конкуренции со стороны перевозчиков, реализующих политику низких тарифов. Следует отметить, правда, что по сравнению с США экономический кризис затронул европейские авиакомпании в значительно меньшей степени.

По данным экономистов Ассоциации европейских авиакомпаний (AEA), в которую входят крупнейшие перевозчики стран Европы, объем пассажирских перевозок все еще составляет 90% от уровня, наблюдавшегося до начала кризиса, что очень тревожит. Как указывают официальные представители АЕА, “августом 2002 г. заканчивается последовавший после событий 11 сентября 12-месячный период резких изменений в характере воздушных перевозок. Воздушный транспорт до сих пор полностью не пришел в нормальное состояние”. В 2001 г. объем перевозок авиакомпаний-членов АЕА сократился на 5,4%, а доходы упали на 7,1%, что привело к невиданным ранее финансовым потерям, оцениваемым в 3 млрд долл. С января по сентябрь 2002 г. объем перевозок через Северную Атлантику был на 14,5% меньше, чем в этот же период 2001 г., а спрос на внутриевропейские перевозки по-прежнему оставался ниже на 7,8%.

Читайте также:  Авиакомпания как инструмент внешней политики

Однако в последнее время объемы перевозок авиакомпаний-членов AEA начали увеличиваться. На внутриевропейских маршрутах в сентябре 2002 г. они были всего на 1,2% меньше соответствующего уровня 2001 г., хотя по перевозкам через Северную Атлантику отставание все еще было значительным — 9,3%.

Официальные представители АЕА подчеркивают, что влияние нынешнего кризиса на воздушный транспорт оказалось более продолжительным по сравнению с предыдущими — например, по сравнению с экономическим спадом начала 90-х гг., последовавшим после войны в Персидском заливе. “События 11 сентября сразу и навсегда покончили с “романтикой” воздушных полетов”, — заявил уходящий в отставку генеральный секретарь АЕА Карл Гейнц Нюмейстер.