Медленное восстановление

Роберт УОЛЛ, Париж,
Йенс ФЛОТТАУ, Франкфурт
Xотя некоторые признаки финансового оздоровления очевидны, европейские авиакомпании по-прежнему обеспокоены слабой экономической активностью на ключевых рынках, что вызывает еще один раунд корректировки сетей.
Одним из наиболее положительных показателей для многих перевозчиков стало восстановление бронирований в премиум-классах. Air France утверждает, что на декабрьское улучшение ее удельной доходности на одного пассажира в значительной степени повлияли дальнемагистральные перевозки в премиум-классах. Это в значительной степени отражает и опыт British Airways в декабре.
Lufthansa тоже ощутила поворот к лучшему в конце года. В декабре  спрос возрос на 4,2%, тогда как за весь 2009 г. объем перевозок сократился на 2,4%. Finnair присоединяется к этому хору, отмечая, что подхват деловых поездок между Европой и Азией стал заметным. Бизнес этой компании сильно зависит от туристических перевозок в Азию.
Значительные сокращения провозных мощностей, проведенные за последние 18 месяцев европейскими авиакомпаниями, приносят свои плоды. Показатели загрузки находятся на подъеме, и ведущая долгую борьбу Aer Lingus ожидает небольшую операционную прибыль во второй половине этого года, хотя по итогам всего года авиакомпания точно будет оставаться убыточной. Aer Lingus отмечает, что операционное улучшение обусловлено сокращением ряда дальнемагистральных рейсов в сентябре и тактическими отменами маршрутов в ноябре. Но Ульрих Шульте-Strathaus, генеральный секретарь Ассоциации европейских авиакомпаний (AEA), предупреждает, что рост безработицы может вызвать снижение спроса весной. Он не ощущает признаков устойчивого улучшения и считает, что авиакомпании европейского сектора вернутся к устойчивому росту только “во второй половине 2011 г.”.
Более мелкие перевозчики подвергаются особому риску, это подчеркивает ситуация с airBaltic. Ее домашний рынок, Латвия, уже поражен глубоким финансовым кризисом, и авиакомпания предупреждает, что худшее еще впереди. Председатель правления и гендиректор компании Бертольт Флик говорит: “Мы увидим дальнейший коллапс местного пассажиропотока в странах Балтии, поскольку покупательная способность населения уменьшается из-за высоких налогов, снижения доходов и роста безработицы”.
Восстановление внутреннего рынка ожидается не ранее середины 2011 г. Поэтому авиакомпания будет и дальше фокусировать свое внимание на привлечении трансферных пассажиров. Девять новых маршрутов будут открыты в этом году, сосредоточенные, как говорит Флик, на нишевых рынках в Скандинавии и бывших советских республиках.
Авиакомпании и в этом году будут заниматься сокращением расходов. Дополнительной бедой для нескольких перевозчиков стали проблемы с трудовыми коллективами, которые угрожают привнести больше сбоев в работу. British Airways и ее профсоюз бортпроводников возобновили переговоры, но забастовка по-прежнему возможна. Немецкий профсоюз пилотов Vereinigung Cockpit (VC) готовится к забастовке в Lufthansa. Спор идет не столько о деньгах, сколько о защите рабочих мест. Пилоты авиакомпании обеспокоены тем, что все больше рейсов передается на подряд региональным филиалам или новым перевозчикам, вошедшим в группу Lufthansa — Brussels Airlines, BMI и Austrian Airlines. Давний спор по поводу использования больших региональных самолетов, таких как Embraer 195 и Bombardier CRJ900, также остается нерешенным.
Грузовые перевозки в декабре тоже показали признаки укрепления, однако рост начинается с очень низкого стартового уровня. Air France — KLM сообщает, что доходы продолжают повышаться и почти соответствуют уровню прошлого года, признавая, что спад был очень сильный. С Finnair ситуация аналогичная. Грузовые перевозки с декабря начли расти, но цены остаются низкими.

Читайте также:  Европейский суд снял с группы авиакомпаний обвинения в картельном сговоре