Немного восточнее
The Best Time to Visit France. Flight, Tour to France

Интерес провайдеров услуг технического обслуживания и авиаремонта (ТОиР) к Восточной Европе и странам СНГ растет пропорционально росту парка западных самолетов в регионе. Однако ряд компаний расширяет производство на Восток не только ради новых клиентов, но и для оптимизации собственного бизнеса.

Мировой рынок услуг ТОиР сейчас на подъеме: объем авиаперевозок в последние несколько лет постоянно растет, для заказанных в 1996-2000 гг. ВС подошло время выполнения тяжелых форм обслуживания. Общей тенденцией стал аутсорсинг работ по техническому обслуживанию — перевозчики все чаще стремятся отдавать заказы специализированным компаниям. Объем всего рынка техобслуживания и ремонта, выполняемых для коммерческих авиакомпаний, в прошлом году приблизился к 40 млрд долл. Даже сложное финансовое положение перевозчиков в некоторых регионах мира пока не мешает развитию сегмента ТОиР. На долю Европы на этом рынке приходится чуть более четверти от всего объема. Одновременно вместе с подъемом бизнеса ТОиР в Европе укрупнялись основные участники этого сектора. К примеру, TAT Industries приобрела Sabena Technics, в 2004 г. SR Technics купил FLS Aerospace, крупнейшая сделка произошла между техническими подразделениями голландской KLM и французской Air France. Правда, слияния пока так и не привели к кардинальному изменению долей на рынке: никто из компаний не превысил 10%, а на 60 компаний приходится 35% европейского сегмента ТОиР.

Читайте также:  Авиакомпания Alitalia присоединилась к трансатлантическому союзу

Обратили внимание
На рынок ТОиР в Восточной Европе западные компании обратили внимание по трем причинам. Авиакомпании из стран, присоединившихся к ЕС в 2004 г., получили автоматический доступ к западному рынку перевозок. Этот факт в свою очередь стимулировал более тесную интеграцию с европейскими регулирующими органами, в частности с Европейским авиационным агентством по безопасности (EASA), что облегчило сближение с общеевропейским рыком ТОиР. Вторая причина — появление новых низкозатратных перевозчиков в этом регионе. Как известно, такого рода авиакомпании практически не занимаются организацией собственных технических мощностей, а отдают всю работу компаниям-партнерам. KLM Engineering & Maintenance и Lufthanasa Technik (LHT) удалось выиграть один раунд соревнований за низкотарифных перевозчиков в Восточной Европе. KLM предоставляет полное обслуживание семи Boeing 737-500, с которыми работает появившаяся три года назад SkyEurope (ее маршрутная сеть соединяет Западную Европу с Польшей, Венгрией и Словакией). LHT заключила пятилетний контракт на полную техническую поддержку с Wizz Air, в парке которой насчитывается дюжина Airbus А320; перевозчик базируется в венгерском Будапеште и в Южной Польше.
Третья причина привлекательности Восточной Европы — более низкая стоимость рабочей силы по сравнению с Западной Европой. Согласно исследованию Мюнхенского института экономики, стоимость рабочей силы в 10 странах — новых членах ЕС составляет примерно одну седьмую от уровня ее стоимости в Западной Германии. Даже если это соотношение не столь безоговорочно для рынка квалифицированных сотрудников технического обслуживания, разница все равно остается существенной и привлекательной для переноса части работ.