Непредсказуемые пассажиры

Роберт УОЛЛ, Париж; Йенс ФЛОТТАУ, Франкфурт

Непредсказуемое поведение пассажиров в отношении планирования поездок и покупки билетов не позволяет авиакомпаниям определить реальный спрос, что является очередным препятствием усилиям авиаперевозчиков компенсировать спад в премиум-сегменте и прогнозировать выручку.
“Люди перестали бронировать билеты за 30-60-90 дней. Теперь решение о полете, покупка билета и сам полет осуществляются в течение недели”, — говорит Джон Лихи, исполнительный директор по работе с заказчиками Airbus.
Royal Jordanian — одна из авиакомпаний, наблюдающих изменение тенденций в глубине бронирования. По словам президента иорданской авиакомпании Самера Маджали, сократился промежуток между покупкой билета и датой вылета. Снижение количества долгосрочных бронирований негативно отражается на денежном потоке, ставя авиакомпанию в более стесненные финансовые условия, чем предполагалось ранее.
В I квартале авиаперевозчик испытывал резкое падение объема перевозок, но в апреле наметился обратный тренд. По словам Маджали, невозможно с уверенностью сказать, является ли это переломным моментом в кривой спроса или отражает однократный всплеск, связанный с сезоном традиционных пасхальных путешествий.
Другие авиакомпании также ломают голову над интерпретацией непредсказуемых и труднообъяснимых изменений графика загрузки. “Тут впору поддаться панике, — говорит президент Hawaiian Airlines Марк Данкерли, — видимость весьма и весьма ограничена”. В Hawaiian привыкли, что ясная картина продаж и бронирования вырисовывается на квартал вперед, теперь же все, что выходит за рамки двух-трех недель, скрыто в тумане. Хорошо еще, что авиабилеты вообще продаются: другие авиаперевозчики сократили свои рейсы на Гавайи, а конкуренты компании, Aloha и ATA, прекратили существование. Благодаря этому и отсутствию запланированных поставок новых самолетов, в этом году Hawaiian предполагает сохранить прежний уровень загрузки.
Президент дубайской Emirates Тим Кларк также отмечает, что традиционные для прежних лет сезонные тренды продаж сейчас оказываются совершенно бесполезны — полагаться на них в прогнозах невозможно.
Лихи считает, что ряд факторов указывает на скорое прекращение резкого спада пассажирских авиаперевозок, наблюдавшееся в последние месяцы. “Мы видим, что потребительская аудитория в США начинает вести себя более уверенно — это явный индикатор того, что спрос на перелеты вернется”, — говорит он. Основываясь на глобальных прогнозах экономической ситуации, Лихи предполагает, что рынок достигнет своего дна в III квартале этого года.
Более того, по убеждению Лихи, определенное сокращение бизнес-траффика является краткосрочным. Ссылаясь на недавнее распоряжение в компании Daimler сократить количество командировок на 90%, он комментирует: “Финансовый директор стукнул кулаком по столу, и по крайней мере месяц все сидят на своих местах и подчиняются. Может быть, два месяца. Но к концу третьего месяца все снова ездят в командировки. Невозможно управлять такой компанией, как Daimler, сократив командировочный бюджет на 90%”.
Однако оптимизму топ-менеджера Airbus противостоят мрачные настроения руководителей предприятий в других отраслях. Составляемый сообществом топ-менеджеров североамериканских корпораций Business Roundtable ежеквартальный индекс экономического прогнозирования, опубликованный в апреле, существенно снизился по сравнению с предыдущим, что означает обеспокоенность представителей высшего руководящего звена будущим бизнеса.
Падение спроса неодинаково в разных ценовых сегментах. Сильнее всего пострадал премиум-класс. Сегмент, на который возлагаются большие надежды, — это так называемый улучшенный “эконом”. В британской авиакомпании British Airways уже успели обкатать новое предложение, а во французской Air France его только что ввели. На новых авиалайнерах Airbus А380 австралийской авиакомпании Qantas также предусмотрен салон премиум-эконом, по рассадке напоминающий типичный бизнес-класс 90-х: в салоне заднего отсека верхней палубы расположены три ряда кресел в компоновке 2-3-2. Президент Qantas Алан Джойс говорит, что данный продукт получил высокую оценку пассажиров и именно в этом сегменте отмечается самый высокий коэффициент загрузки.
Немпецкая Lufthansa, напротив, не планирует предлагать улучшенный “эконом”, несмотря на мнения аналитиков о неплохом потенциале роста в этом сегменте. “Мы хотим сохранить четкую дифференциацию наших предложений”, — аргументирует исполнительный вице-президент по маркетингу и продажам Тьерри Антинори. Реагируя на стагнацию в премиум-сегменте, Lufthansa меняет компоновку своего дальнемагистрального парка, сокращая количество кресел бизнес-класса. Руководство авиакомпании надеется компенсировать снижение доходности за счет увеличения объемов. Салоны первого класса останутся без изменений, но они есть не на всех дальнемагистральных самолетах Lufthansa. На своем первом Airbus A380, который должен поступить в эксплуатацию в 2010 г., Lufthansa по-прежнему планирует оборудовать салон первого класса по собственному новому проекту.
Низкотарифные авиаперевозчики рассчитывают с помощью кризиса переключить часть бизнес-траффика на себя. Британская EasyJet уже рапортует о первых успехах в этом направлении, демонстрируя объемы бронирования на уровне прошлого года.
Несомненно, многие авиакомпании продолжают испытывать затруднения. В марте объем продаж British Airways в премиум-сегменте упал на 13% по сравнению с мартом прошлого года. Неуклонное снижение спроса в премиум-классе в течение полугода — одна из основных причин прогнозируемого руководством компании убытка в 150 млн фунтов стерлингов (220 млн долл.) к концу финансового года.

Читайте также:  AFI-KLM E&M прирастает клиентами и доходами