По ту сторону кризиса
The Best Time to Visit France. Flight, Tour to France

Пьер СПАРАКО
В Европе сложилось четкое понимание относительно того, что нынешний экономический кризис изменит облик отрасли воздушного транспорта, а перевозчики никогда больше не станут прежними, даже если придут лучшие времена. Разумеется, подобные заявления служат прекрасной основой для напористых речей, адресованных международной аудитории. Надо отметить, что европейская авиатранспортная отрасль вообще чрезвычайно хорошо умеет жаловаться, а еще лучше умеет жаловаться, когда приходит время выступить против увеличения всевозможных налогов или повышения аэропортовых сборов.
Слушая привычных основных докладчиков, включая известных "экспертов", мы можем лучше понять глубину кризиса, а также увидеть, как хорошо эти эксперты обычно обходят стороной новые события, включая рыночные тенденции, не имеющие отношения к кризису, а также неуклонный рост и расширение рыночной доли низкотарифных авиакомпаний. Другими словами, важно признать, что европейскую отрасль воздушных перевозок нельзя больше считать единой и неделимой. Она гораздо более многосторонняя и многогранная, нежели сектор воздушного транспорта США.
Низкотарифные компании постепенно захватывают власть на едином рынке авиаперевозок Европейского союза. Или, точнее, Ryanair и EasyJet становятся двумя основными претендентами, за которыми следуют —  правда, с заметным отрывом — немецкая Air Berlin, многообещающая венгерская авиакомпания Wizzair и многие другие. Объемы воздушных перевозок говорят сами за себя.
Примерно 30 европейских авиакомпаний перевозят суммарно 366 млн пасс. в год, в том числе и на дальнемагистральных маршрутах. Эти перевозчики — члены Ассоциации европейских авиакомпаний (AEA) — работают по классической модели и предлагают полный спектр услуг. Но есть еще 34 авиакомпании, часто игнорируемые аналитиками, которые перевозят 100 млн пасс. в год. Они объединены в Международную ассоциацию воздушных перевозчиков (IACA; название немного вводит в заблуждение, поскольку члены ассоциации — чартерные перевозчики). И они по-прежнему живы и здоровы, несмотря на изменения туристического рынка за последние несколько лет. Что касается третьего сегмента отрасли, Ассоциации европейских низкотарифных авиакомпаний (European Low-Fares Airline Assn.), то ее члены перевозят более 150 млн пасс. в год. Таким образом, реальный объем авиаперевозок европейской авиатранспортной отрасли составляет около 610 млн пасс. в год. Понятно, что это высокоразвитый рынок.
И пока мы слушаем многочисленные рассуждения о спаде в отрасли, влияние и власть тем временем переходят из одних рук в другие. День за днем все игроки рынка продолжают жаловаться на влияние "суровой реальности кризиса", но тем не менее Ryanair и EasyJet сохраняют устойчивые темпы роста. Надо полагать, что если мы заглянем по ту сторону рецессии, новое разделение власти станет очевидным относительно скоро. За исключением нерегулярных рейсов (территория членов IACA) в европейской авиатранспортной отрасли будет доминировать элита из пяти основных перевозчиков: трех классических игроков (Air France, British Airways и Lufthansa) и двух низкотарифных авиакомпаний (Ryanair и EasyJet).
Историческая тройка ведет ожесточенную борьбу за свое будущее, сокращая провозные мощности и меняя графики поставки самолетов, тогда как доминирующие низкотарифные авиакомпании процветают. Сегодня Ryanair и EasyJet суммарно перевозят 100 млн пасс. в год, демонстрируют наивысший процент занятости пассажирских кресел (на уровне 80–90%), по-прежнему получают прибыль и покупают новые самолеты Boeing 737-800 и Airbus A319. Они открывают новые прямые рейсы между парами городов, включая, между прочим, новые внутренние маршруты на рынках третьих сторон, например во Франции.
Европейское отделение Международного совета аэропортов (ACI) сообщает, что объем пассажирских перевозок в Европе упал на 9,6% в первой половине 2009 г. Кроме того, как отмечает гендиректор европейского отделения ACI Оливье Янковец, по-прежнему сохраняется большая неопределенность относительно будущего. Практически одновременно с этим его заявлением компания Ryanair сообщила, что в июле она перевезла рекордное число пассажиров — 6,7 млн, показав внушительный рост на 19% по сравнению с июлем 2008 г. Бодрый гендиректор Ryanair Майкл О’Лири говорит об "уверенном опережении" Air France, British Airways и Lufthansa. Возможно, это преувеличение, но заявка О’Лири небезосновательна.
В отличие от активной борьбы Ryanair за увеличение доли рынка, компания EasyJet в последние несколько месяцев следовала более благоразумной стратегии, отдавая приоритет строго контролируемым провозным мощностям, оптимизированному коэффициенту занятости пассажирских кресел и сильным финансовым результатам. Тем не менее в июле объем пассажирских перевозок EasyJet возрос на 4,3%.
Задумываясь о будущем по ту сторону сегодняшнего турбулентного нисходящего потока, европейцы должны осознать очевидное: глобальная рецессия ускоряет смену обстановки. Классическим перевозчикам не следует больше притворяться, что статус-кво удастся восстановить, поскольку они больше не могут командовать парадом с полной безнаказанностью.

Читайте также:  Низкотарифная и традиционная бизнес-модели в США и Европе неуклонно сближаются