Повышение дальности

Роберт УОЛЛ, Париж, Мюнхен
В ближайшие месяцы компании British Airways и Lufthansa увеличат объемы своих предложений, связанных с дальнемагистральными перевозками, которые приобретают все большее значение в связи со стремлением европейских авиакомпаний сохранить прежний уровень прибыльности.
В будущем году British Airways начнет трансатлантические перелеты между США и другими странами на Boeing 757, в то время как Lufthansa планирует значительно расширить предлагаемые ею услуги первого класса и ввести трехуровневое обслуживание на всех своих основных дальнемагистральных маршрутах.
Кроме того, оба перевозчика планируют значительные инвестиции в приобретение широкофюзеляжных самолетов. Вилли Уолш, исполнительный директор British Airways, говорит, что в сентябре компания объявит о результатах проводимого ею сравнения широкофюзеляжных самолетов Airbus A380 и A350 и Boeing 747-8, 777 и 787. Несмотря на то что портфели Boeing и Airbus заполнены большим количеством заказов на некоторые производимые ими ВС, ограниченная доступность производственных слотов, по словам Уолша, совершенно не беспокоит British Airways — оба производителя уже сообщили, что смогут поставить самолеты, которые авиакомпания выберет.
Для открываемых в будущем году новых дальнемагистральных маршрутов British Airways решила использовать уже имеющиеся у нее 13 Boeing 757 и, возможно, приобрести еще несколько новых машин. Компания будет использовать ВС с несколькими классами обслуживания.
Повышенное внимание авиакомпаний к дальнемагистральным перевозкам связано с ситуацией в США, где сетевые перевозчики уже поняли, что конкуренция с небольшими компаниями, предлагающими низкотарифные перелеты, делает невыгодными перевозки на небольшие расстояния.
Доходы British Airways от перевозок премиум-класса в I квартале возросли, хотя общая прибыль уменьшилась на 2,4%, до 2,2 млрд фунтов (4,5 млрд долл.), что ознаменовало завершение трехлетнего периода роста прибылей компании. Снижение прибыли связано с изменениями валютных курсов; при постоянном курсе доллара к фунту она оставалась бы на неизменном уровне. В целом показатели прибыльности и операционной рентабельности несколько улучшились.
British Airways рассчитывает на дальнейшее увеличение прибыли от продаж услуг премиум-класса с сентября, когда начинается продажа билетов на дальнемагистральные перелеты в самолетах, переоборудованных с целью увеличения количество дорогих мест.
Аналогичным путем идет Lufthansa. В какой-то момент прекратив предоставление услуг первого класса на некоторых маршрутах, сегодня она сменила курс на противоположный и приступила к модификации своих самолетов, намереваясь с ноября ввести трехклассное обслуживание на всех ВС, совершающих дальние перелеты. "Некоторые из 16 машин с двухклассной компоновкой будут просто выведены из парка", — говорит Карл Ульрих Гарнадт, вице-президент Lufthansa, отвечающий за уровень сервиса и персонал. Кроме того, компания планирует ввести новый первый класс после поступления в конце будущего года Airbus A380 и их введения в эксплуатацию в 2009 г.
В августе Lufthansa уточнила свои планы по магистральным перевозкам, осуществляемым минуя Франкфурт и Мюнхен. Компания базирует в Дюссельдорфе три Airbus A340-300, которые будут выполнять ежедневные рейсы в Нью-Йорк, а также шесть рейсов в неделю в Чикаго и, начиная с мая 2008 г., еще пять рейсов в Торонто. Такое решение во многом обусловлено нарастающей конкуренцией со стороны компании Emirates, имеющей неограниченные права на коммерческие перевозки между Германией и США и уже открывшей ежедневный рейс Гамбург-Нью-Йорк (пока ее сдерживают недостаточно широкие права на полеты в Германию из Дубая и нехватка провозных емкостей). Запуск Lufthansa регулярных рейсов из Дюссельдорфа со всеми классами обслуживания ведет к прекращению полетов в Нью-Йорк и Чикаго на самолетах BBJ и A319CJ с местами только бизнес-класса, которые в интересах Lufthansa выполняла компания Private Air (один BBJ переводится во Франкфурт, а для A319CJ также будут найдены другие рынки перевозок).
Группа Air France — KLM опубликовала в августе результаты своей деятельности за I квартал этого года, также продемонстрировав рост активности в магистральных перевозках на 3,4%, сопровождающийся увеличением прибыли, несмотря на негативные тенденции в изменениях курса валют и возросшую стоимость топлива. Впрочем, последняя компенсируется стабильным увеличением размера дополнительных сборов. По сравнению с первыми тремя месяцами предыдущего года Air France — KLM показала рост прибыли на 2,5% (5,9 млрд евро, или 8,1 млрд долл.). Операционный доход увеличился на 1%.
Аналогичным образом компания Finnair, в значительной мере рассчитывавшая на свою азиатскую сеть, сообщает, что спрос на перелеты в этом регионе возрос на 26%, при том что прогнозируемый годовой рост объема перевозок в Азии составляет 30%. Дальнейшая экспансия компании на азиатский рынок будет продолжена в будущем году открытием полетов в Сеул. Finnair также рассчитывает использовать свои азиатские перевозки для поддержки спроса на европейских линиях.
"Быстрое развитие азиатского рынка несет и определенные проблемы, — признает президент и исполнительный директор Finnair Юкка Хейнонен. — Увеличение пассажиропотоков подвергло серьезной проверке на прочность пропускную способность аэропорта Хельсинки — Вантаа". Для улучшения сложившейся ситуации в начале 2009 г. в этом аэропорту планируется завершить расширение международного терминала.
В целом компания Finnnair продемонстрировала во II квартале увеличение оборота на 8,8%, до 538,1 млн евро, и пассажирских перевозок на 13,9%. Однако коэффициент загрузки слегка снизился — до 74,6%. В настоящий момент компания находится в середине выполнения трехлетнего плана по повышению экономической эффективности и, согласно прогнозам, в будущем году ее ожидает значительная экономия средств. В этом году (главным образом во второй его половине) намечена экономия средств в размере до 40 млн евро.
Что же касается компании SAS, то в нынешнем году бизнес, связанный с магистральными перевозками, протекал более вяло, чем в прошлом году, частично вследствие того, что в первой половине прошлого года он был чрезвычайно активным. В результате прибыль компании SAS International за I полугодие сократилась. Этому способствовал тот факт, что проведение технического обслуживания одного самолета привело к его выводу из эксплуатации на два месяца. Отмечая усиление конкуренции на североамериканских направлениях, компания продолжает наращивать объемы международных перелетов и в октябре откроет новые маршруты в Дубай и Бангкок. Доходы компании в первой половине года несколько увеличились и составили 30 млн шведских крон (4,4 млн долл.).
Кроме того, компания SAS находится сейчас на начальных этапах глобальной перестройки, проводимой в соответствии с так называемой Стратегией 2011. Эта стратегия была сформулирована в июне и имеет целью увеличить в 2007 г. число пассажиров компании на 20%. Она предусматривает также снижение издержек на 2,8 млрд шведских крон. Итоговый объем прибыли от реализации данной программы будет известен в 2008-2009 гг., хотя 14% от общего объема сбережений было сэкономлено уже в прошедшем квартале. В рамках проводимой реструктуризации компания SAS продает свои доли в ряде компаний: Spanair, Newco, BMI и Air Greenland — рассчитывая избавиться от них в течение следующих нескольких месяцев.
Между тем компания Aer Lingus продолжает расширение в сегменте маршрутов дальней и средней протяженности. С целью обеспечения технической поддержки полетов средней протяженности она основала свою первую базу за пределами Ирландии, в международном аэропорту Белфаста (Северная Ирландия) для полетов А320. Часть слотов этой компании в Хитроу будет переориентирована с Шеннона на Белфаст; в качестве фидерного перевозчика Aer Lingus работает по код-шерингу с British Airways. Планируется также организация полетов в Амстердам. Эти полеты будут встроены в существующую сеть дальних перелетов компании KLM из амстердамского аэропорта Схипхол. Первые полеты начнутся в декабре.
Создание базы в Белфасте обойдется компании примерно в 150 млн евро и уже вызвало некоторую обеспокоенность в Ирландии, поскольку авиаперевозчик, 28% акций которого все еще принадлежит государству, решил основать свою базу за пределами страны.
Кроме того, представители компании Aer Lingus говорят об открытии в этом году трех магистральных маршрутов в США (Вашингтон, Орландо и Сан-Франциско) в рамках межправительственного соглашения. Это позволит компании начать предлагать услуги по трансатлантическим перевозкам до того, как в марте вступит в силу договор об открытом небе между США и ЕС.

Читайте также:  "Уральские авиалинии" получают Airbus A320