Сдержанные перспективы
The Best Time to Visit France. Flight, Tour to France

Роберт УОЛЛ, Париж
Европейская ассоциация пилотов (ECA) обнародовала первое после 2002 г. исследование рынка европейских низкотарифных перевозок. Полученные результаты говорят о происходящих на нем изменениях: в ближайшие годы рынок ожидает снижение темпов роста, а большому числу его участников грозит реорганизация.
Кроме того, расширение этого сектора рынка является источником проблем, связанных с безопасностью полетов. Как следует из отчета, сам по себе подход низкобюджетных перевозчиков к ведению дел не заставляет ECA сигнализировать об опасности, однако проблема в том, что эти авиакомпании создали обстановку высочайшей конкуренции, в которой может пострадать безопасность полетов.
ECA утверждает, что темпы повышения безопасности полетов в Европе отстают от темпов в США. По мнению экспертов ECA, анализ американского рынка свидетельствует о том, что проблемы с безопасностью возникают не по вине низкобюджетных перевозчиков. Ситуация в Европе может отличаться от американской из-за организационных проблем: в Соединенных Штатах за безопасность отвечает только одна организация, в Европе же эти функции по-прежнему рассредоточены по странам.
В Европе, как подчеркивает ECA, авиакомпании могут «подбирать» для себя наиболее «дружественный» компетентный орган, и уже не одна компания проверила возможность смены соответствующей организации. Эта возможность выбирать орган, определяющий требования к безопасности, и тем самым делать для него наиболее важными коммерческие интересы, а вовсе не интересы обеспечения безопасности вызывает серьезную обеспокоенность.
ECA считает необходимым иметь одну независимую организацию, отвечающую за безопасность полетов. Правда, по мнению ассоциации, Европейское агентство по безопасности авиаперевозок EASA должно еще дорасти до того, чтобы выступать в этой роли.
Сегодня на долю низкобюджетных авиакомпаний приходится 19% европейского рынка перевозок. По имеющимся оценкам, к 2010 г. их доля увеличится до 33%. Это несколько меньше, чем прогнозировалось ранее. Причем сюда попадают не только собственно низкобюджентные перевозчики, но также чартерные авиакомпании и перевозки авиакомпаний, предлагающих полный набор услуг, по маршрутам с низкими тарифами.
Тем не менее исполнительный директор Ryanair Майкл О’Лири считает, что в некоторых сегментах рынка еще достаточно места для интенсивного роста. Например, отмечает он, во Франции появятся весьма привлекательные возможности, если ее рынок станет более открытым для низкобюджетных перевозчиков.
Ryanair ведет длительную судебную тяжбу с Air France по поводу доступа на рынок. Национальный перевозчик Франции оспаривает условия, предложенные Ryanair руководством Марсельского аэропорта в связи с организацией там первой во Франции базы этой авиакомпании. В ответ на это г-н О’Лири заявляет, что точно такие же условия предложены и Air France. Еще одна судебная тяжба связана с доступом на рынок перевозок из аэропорта Страсбурга.
Исполнительный директор Ryanair надеется, что, как только Франция откроет свой рынок перевозок, его авиакомпания в течение двух лет удвоит число ежегодно перевозимых пассажиров и доведет его до 10 млн чел. Увеличение объемов перевозок еще на 5 млн пасс. последует вскоре после этого.
Ясно, что расширение стоит на повестке дня и других низкобюджетных авиакомпаний. Например, Germanwings, дочерняя компания Lufthansa, планирует создание первого базового аэропорта вне территории Германии. Возможно, это будет Австрия или Швейцария. Компания рассчитывала сделать это уже в нынешнем году, но, по словам руководителей Germanwings, вряд ли удастся уложиться в планировавшиеся ранее сроки.
Несмотря на значительный рост объемов низкотарифных перевозок, большинство руководителей отрасли согласны с тем, что спрос на перевозки в Европе не достаточен для поддержания на должном уровне всех участников рынка. При этом остается неясным, насколько глубоко затронет реорганизация низкобюджетные компании и что может инициировать их дальнейшее развитие.
В отчете ECA утверждается, что резкий подъем цен на топливо, падение доходов и рост провозных мощностей могут к 2010 г. привести к слиянию компаний и сокращению числа низкобюджетных авиакомпаний до двух-трех крупных участников рынка плюс несколько перевозчиков, занимающих очень узкие сегменты рынка. По мнению других специалистов отрасли, выживет примерно 10-12 перевозчиков, среди которых будут и крупные, и средние, и мелкие компании.
Майкл О’Лири считает, что реорганизация отрасли уже началась. Многие низкобюджетные перевозчики заявили о банкротстве, значительная часть провозных мощностей выведена с рынка. Большинство действующих перевозчиков несут убытки. Ryanair и EasyJet являются счастливым исключением.
Сегодня, по словам г-на О’Лири, пока сложно предсказать, когда произойдет отсев из числа действующих перевозчиков. Несколько лет назад казалось невероятным, что низкобюджетники смогут противостоять росту цен на топливо. «Но рынок удивительным образом адаптировался к ситуации», — подчеркнул он.
Рост объемов перевозок в Европе привел к увеличению числа рабочих мест для пилотов. В следующем году спрос на пилотов впервые достигнет 4000 чел. При этом по мере изменения подходов к ведению дел в авиакомпаниях исчезают четкие различия между пилотами низкобюджетных авиакомпаний и других перевозчиков.

Читайте также:  Air France запускает новую авиакомпанию Joon