Эффективность растет

Йенс ФЛОТТАУ, Франкфурт
Роберт УОЛЛ, Париж
Рост коэффициента загрузки пассажирских рейсов и высокие доходы в расчете на одно пассажирское кресло поддерживают экономику европейских авиакомпаний. Но неумолимый рост цен на топливо и угроза активизации терроризма могут испортить итоги второй половины года.
Повышение цен на нефть привело к парадоксальной ситуации. Малобюджетные авиакомпании, такие как Ryanair и EasyJet, заявляют, что добились хороших показателей, поскольку они не переложили свои возросшие топливные затраты на плечи пассажиров. С другой стороны, председатель British Airways Мартин Брухтон считает дополнительные топливные сборы одним из факторов улучшения финансового состояния авиакомпании. Представители SAS Group также полагают, что топливные сборы способствуют росту доходов.
Рост цен на нефть создает и иные эффекты, влияющие на рынок авиаперевозок. Из-за общего замедления экономической деятельности в Европе авиакомпании, совершающие грузовые перевозки, отмечают сокращение прибыли от этого вида деятельности. Air France — KLM сообщает о сокращении объема грузоперевозок за июль на 1,6% при увеличении провозных мощностей на 5,5%; при этом коэффициент загрузки в данном секторе снизился до 62,1%. Общий объем грузоперевозок BA в I квартале также сократился на 2,4%, в то время как грузовые перевозки Lufthansa за первые семь месяцев нынешнего года остались практически на уровне прошлого года.
Между тем цены на нефть, вероятно, не достигли своего апогея. Официальные лица из правительственных органов озабочены возможностью активизации террористической деятельности, одним из потенциальных очагов которой может стать Саудовская Аравия. Нестабильность в богатой нефтью стране приведет к дальнейшему росту цен на нефть.
Кроме того, представители правительства Великобритании продолжают предупреждать о возможных атаках террористов в своей стране. BA и EasyJet заявляют, что взрывы 7 и 21 июля в Лондоне не отразились на их доходах. Тем не менее, по словам г-на Брухтона, долгосрочное влияние этих терактов пока неясно — некоторые туристические агентства уже сталкиваются с сокращением портфеля заказов.
Несмотря на сложную рыночную ситуацию, на прошлой неделе Lufthansa пересмотрела свой прогноз на год в сторону увеличения и ожидает получить операционную прибыль в размере более 400 млн евро (497 млн долл.). Авиакомпания улучшила результаты I полугодия на 200 млн евро, до 253 млн, за счет роста средней доходности на 1,6% и хороших результатов Lufthansa Technik — подразделения компании по ремонту и обслуживанию воздушных судов.
Тем не менее расходы Lufthansa на топливо возросли на 42% по сравнению с прошлым годом. Другие статьи расходов остались на прежнем уровне или незначительно уменьшились. По словам представителей компании, в настоящий момент Lufthansa провела долговременное сокращение расходов в размере 603 млн евро из запланированных на конец года 780 млн. Компании предстоит еще много работы, в том числе и сокращение затрат на персонал, но ее финансовый директор Карл-Людвиг Клей считает, что компания “делает успехи”.
В июле общий объем перевозок Lufthansa возрос на 6,8% (на 4,6% с начала года). Рост перевозок на азиатских и тихоокеанских маршрутах (9,4%), а также на трансатлантических рейсах (2,9%) в 2005 г. был больше, чем на европейских и региональных (1,5%). Согласно заявлению Swiss International Air Lines, 49% которой принадлежит Lufthansa, объем перевозок в июле увеличился на 5,1%; авиакомпания демонстрирует рост уже четвертый месяц подряд после нескольких лет уменьшения спроса. Коэффициент загрузки Swiss составил 84,3% (аналогичный показатель авиакомпании Lufthansa — 77,9%).
На прошлой неделе Air France — KLM объявила об увеличении доходов в I квартале на 5,5% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и количества пассажиров на 6,6%. Коэффициент загрузки увеличился до 79,5%, доход в расчете на одно кресло возрос на 1,6%. Рост продаж услуг по ТОиР составил 6%, что также способствовало увеличению доходов.
Июльские коэффициенты загрузки для многих европейских перевозчиков тоже оказались высокими. Air France — KLM, перевезшая 6,5 млн пасс., объявила о достижении рекордного коэффициента загрузки в 85,2%. На американских маршрутах этот показатель достиг 90%, на всех дальнемагистральных маршрутах превысил 80%. Коэффициент загрузки SAS Group также возрос на 2,4%.
Ранее в этом месяце BA объявила о получении прибыли до налогообложения в размере 124 млн фунтов стерлингов (224,2 млн долл.) и достижении операционной маржи в 8,3%. Уходящий в отставку исполнительный директор авиакомпании Род Эддингтон отмечает, что “для достижения операционной маржи в 10% придется приложить еще много усилий”. Однако по информации агентства Standard & Poor’s (являющегося, как и Aviation Week & Space Technology, подразделением The McGraw-Hill Companies), “достижение этой цели может оказаться сложным, так как восстановление отрасли происходит медленнее, чем ожидалось”.
В отношении цен на топливо BA находится в стабильном положении, покрывая 75% спроса мерами по хеджированию по цене 43 долл. за баррель. Тем не менее в этом году ожидаемый объем расходов на топливо на 525 млн фунтов стерлингов больше, чем в прошлом. Авиакомпания хеджировала около 40% необходимого в следующие два года топлива по цене 50 долл. за баррель.
EasyJet в настоящий момент также не обращает внимания на нестабильную обстановку. Выдвинув в мае предположение о том, что прибыль до налогообложения за полный год будет ниже, чем в 2004 г., исполнительный директор авиакомпании Рэй Вебстер теперь утверждает, что “благодаря повышению доходов и продолжающейся концентрации на снижении затрат прибыль до налогообложения за текущий финансовый год останется примерно на уровне прошлогодней”.
В III квартале финансового года EasyJet достигла коэффициента загрузки в 84,9%; в июле этот показатель составил 88,4%. За последний полный квартал доход в расчете на пассажирское кресло возрос на 1,5% по сравнению с прошлым годом. Общий доход увеличился на 19,5% и достиг 342 млн фунтов стерлингов.
Конкурент EasyJet авиакомпания Ryanair объявила о существенном повышении доходов за I квартал финансового года, закончившийся 30 июня. Прибыль после налогообложения возросла на 21%, до 64,4 млн евро, доход увеличился на 35%, до 404 млн евро, число перевезенных пассажиров — на 30%, с 6,6 млн до 8,5 млн чел., выручка — на 3%. По мнению исполнительного директора компании Майкла О’Лири, компания получила косвенное преимущество в результате введения топливных сборов традиционными авиакомпаниями, что привело к повышению спроса на услуги Ryanair. Не прибегая к мерам по хеджированию в августе, авиакомпания отменила прошлогоднее решение не хеджировать рост цен на топливо, и в настоящий момент 90% топлива на период с октября по март хеджировано по цене 49 долл. за баррель. Расходы авиакомпании на топливо возросли в I квартале на 112% и составили 109,9 млн евро.

Читайте также:  Airbus показал всем A380