Глядя в будущее

Роберт УОЛЛ, Париж
Адриан ШОФИЛД, Нью-Йорк
Авиакомпания British Airways (BA) ясно дала понять, что A380 будет полезным добавлением в ее флоте, хотя в краткосрочной перспективе парк дальнемагистральных авиалайнеров BA будет пополняться самолетами Boeing 777.
Готовность British Airways рассмотреть возможность использования A380 уже сама по себе стала хорошей новостью для Airbus, поскольку длительная неопределенная позиция этой ведущей авиакомпании в отношении нового лайнера вызывала сомнения в его рыночном потенциале.
По словам руководителей другой авиакомпании, Air France — KLM, в этом году предусмотрен рекордный объем инвестиций в ее развитие. Исполнительный директор Air France — KLM Жан-Сирил Спинетта отметил, что закупки новых самолетов крайне важны для сохранения конкурентоспособности в нынешней ситуации высоких цен на топливо. В частности, компания меняет самолеты Boeing 747-200 и -300 на 777-300ER, а также выводит из эксплуатации 767-300, заменяя их на A330-200. Последняя замена позволяет сократить на 6% эксплуатационные расходы.
И British Airways, и Air France — KLM добились высоких финансовых показателей, несмотря на высокие цены на нефть и ослабляющиеся позиции компаний по хеджированию топлива, что может замедлить их дальнейшее развитие. По оценке BA, ее затраты на топливо увеличатся в этом году более чем на 1 млрд долл. Практически ту же цифру называет и руководство Air France.
В прошлом финансовом году, закончившемся 31 марта, у BA возросли как оборот, так и прибыль. Прибыль до налогообложения увеличилась на 620 млн фунтов стерлингов (1,2 млрд долл.) по сравнению с 513 млн фунтов в 2005 г. Оборот возрос на 9,6% и составил 8,51 млрд фунтов. Но расходы на топливо и пенсионные отчисления по-прежнему остаются серьезной проблемой.
Пенсионные отчисления являются одним из приоритетных направлений работы исполнительного директора авиакомпании Уилли Вэлша. Полный анализ этой статьи расходов будет завершен к концу III квартала, хотя предварительные результаты были получены уже в конце мая. Авиакомпания периодически проводит встречи с профсоюзами, на которых рассматриваются предложения BA по изменению программы пенсионных отчислений. Г-н Вэлш назвал такие встречи конструктивными. При этом представители Британской ассоциации пилотов авиакомпаний заявили, что "BA и мы находимся на несколько разных позициях по данному вопросу".
Что касается долгосрочных программ модернизации парка компании, то, как заявил Уилли Вэлш на встрече с потенциальными инвесторами в Нью-Йорке, "имеются серьезные аргументы" в пользу добавления самолетов А380 к парку, а не замены ими 747-х. Он подчеркнул, что будут рассмотрены все предложения новых широкофюзеляжных самолетов как со стороны Airbus, так и со стороны Boeing.
Однако дополнительные Boeing 777 все же появятся в парке первыми. BA зарезервировала для себя производство десяти 777-х, которые могут быть поставлены в 2008-2010 гг., хотя твердые заказы пока не размещены. Совместная эксплуатация 747-х и 777-х, по словам г-на Вэлша, будет очень выгодной.
Руководство BA предполагает значительно, примерно до 500 млн фунтов в год, увеличить на ближайшие два года капитальные затраты, которые в прошлом финансовом году достигли своего минимума в 290 млн фунтов. Эти затраты предназначены для перехода в 5-й терминал аэропорта Хитроу, на капитальный ремонт основных типов самолетов и на закупку некоторого числа узкофюзеляжных лайнеров.
Air France — KLM добилась дохода от эксплуатации в 936 млн евро (1,2 млрд долл.). Как заявил г-н Спинетта, несмотря на планируемое увеличение на 4,8% провозных мощностей и небольшой рост объема удельной выручки, показатели текущего финансового года останутся примерно теми же. Выручка от пассажирских перевозок, которые являются основной статьей доходов этой группы компаний, возрастет до 686 млн евро; среднегодовой коэффициент загрузки составит 80,6%.
В прошлом году 85% всего потребного топлива было хеджировано по цене 39 долл. за баррель, что принесло Air France — KLM значительные выгоды. В этом году 77% потребного топлива хеджировано по цене 50 долл. за баррель. Без таких сделок ситуация была бы еще хуже. Расходы на топливо возросли бы на 1,3 млрд долл. при сохранении цены на него в 72 долл. за баррель. Правда, поскольку основной объем своих доходов группа компаний получает в евро, низкий курс доллара несколько снижает долю расходов на топливо.
Директор Air France — KLM по эксплуатации Пьер-Анри Гурже отмечает, что компания сумела в течение восьми кварталов подряд постоянно увеличивать доход с каждого располагаемого пассажирокилометра. Во многом это удалось благодаря расширению деятельности компании в целом и увеличению доли перевозок по более дорогим тарифам.
Одним из наиболее позитивных результатов прошлого года стало увеличение поступлений от перевозок по маршрутам средней протяженности. По словам г-на Гурже, этот сектор рынка всего несколько лет назад приносил только убытки. Перевозки по маршрутам средней и малой протяженности подвержены наибольшей конкуренции со стороны низкотарифных авиакомпаний.
Имеющая уже длительную историю борьба Air France с низкотарифными конкурентами вышла на новый уровень, после того как руководство Ryanair решило направить жалобу в Евросоюз в связи с предполагаемой поддержкой Air France со стороны правительства Франции. Ryanair утверждает, что более низкие налоги, установленные французским правительством на внутренние рейсы, ежегодно приносят Air France, которая частично принадлежит государству, до 1 млрд евро, что фактически является субсидированием компании со стороны государства.
Жан-Сирил Спинетта отверг эти обвинения и назвал их рекламным трюком, поскольку, по его словам, правила налогообложения пассажиров внутренних рейсов в равной степени относятся ко всем перевозчикам. При этом он осудил решение Марсельского аэропорта снизить сборы за пользование аэропортовыми услугами для пассажиров Ryanair по сравнению с пассажирами Air France. "Такая дискриминация совершенно неприемлема", — заявил он. Марсель недавно стал первым базовым аэропортом Ryanair во Франции.

Читайте также:  Слияние British Airways и Iberia завершено

Статья подготовлена при участии Дугласа БАРРИ, Лондон