Инструменты мастеров
The Best Time to Visit France. Flight, Tour to France

В течение последних нескольких лет авиакомпания “Аэрофлот – российские авиалинии” демонстрирует рост доходов и прибыли даже на фоне сокращения пассажиропотока. Определив в качестве одной из стратегических задач повышение эффективности деятельности компании, менеджмент “Аэрофлота” проводит работу по сокращению издержек, оптимизации маршрутной сети, повышению доходности рейсов. Для авиакомпании, которая располагает разветвленной сетью маршрутов и работает в условиях жесткой конкуренции с зарубежными перевозчиками, это непростая задача, и ее решение невозможно без применения современных информационных технологий. Год назад на страницах АТО уже рассказывалось о том, как специалисты по ИТ авиакомпании видят дальнейшие перспективы информатизации и автоматизации деятельности “Аэрофлота” (см. АТО # 43, стр. 17). Теперь мы попросили “коммерсантов” рассказать о том, как они используют эти инструменты.
По словам Евгения Бачурина, коммерческого директора авиакомпании “Аэрофлот – РА”, за последний год в коммерческой службе внедрены и уже достаточно успешно эксплуатируются несколько программных продуктов разработки компании Sabre.
Модуль APM (Airline Profitability Module) позволяет анализировать большие объемы вариантов расписаний и рассчитывать доходы и экономический эффект от того или иного варианта. Система дает возможность оценивать рыночную долю авиакомпании по отношению к конкурентам и те доходные ставки, которые предполагается получить на линии. Она является очень серьезным подспорьем для организации транзитных потоков, позволяя просчитывать и анализировать варианты стыковок и оценивать их влияние на доходы и результаты работы компании.
“Мы делали такие расчеты и раньше, – пояснил Евгений Бачурин, – но тогда нам, верстая расписание, приходилось делать все это вручную и любое изменение (например, типа воздушного судна или времени использования слота) приводило к сложному и длительному пересчету. Качественное расписание получается тогда, когда можно просчитать множество различных его вариантов”. АРМ уже работает, находится в стадии промышленной эксплуатации.
Второй инструмент, который используют коммерческие службы “Аэрофлота”, – это модуль AF (Fleet Assignment), система, позволяющая управлять расстановкой флота. Учитывая, что “Аэрофлот” оперирует большим числом самолетов разных типов на линиях, где существует ограничение на использование типов по разным регионам, применение новой системы должно повысить оборачиваемость флота и в конечном итоге – доходы компании. Эта система пока находится в стадии завершения внедрения в опытную эксплуатацию, есть некоторые проблемы, прежде всего в работе с российским парком, и специалисты “Аэрофлота” совместно с представителями разработчика сейчас дорабатывают систему.
“Следующая система, которую мы достаточно успешно внедрили, – это модуль АР (Air Price) для анализа и управления тарифами, – рассказывает Евгений Бачурин. – Правда, стоит оговориться, что пока он используется только для анализа тарифов. Функция управления тарифами зависит от системы бронирования, и, к сожалению, Gabriel, на которой работает “Аэрофлот”, по своим возможностям недостаточно гибка, чтобы взаимодействовать с этим модулем; не полностью с ним стыкуется. Мы намерены перейти на иную систему бронирования и сейчас проводим ее выбор, в том числе и для того чтобы решить эту проблему”.
Что касается модуля управления доходами Air Max, то его внедрение в “Аэрофлоте” по различным объективным и субъективным причинам задерживается. Но недавно принято принципиальное решение, которое позволит внедрить систему в ближайшее время. Первоначально предполагалось хостировать систему в Москве, однако теперь решено использовать хост в Талсе, в компьютерном центре Sabrе. “Мы очень ждем внедрения этой системы, по экспертным оценкам, она должна дать компании увеличение доходов от 3 до 5% в год от общей выручки; это очень серьезные цифры”, – считает г-н Бачурин.
Одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед коммерческой службой, – переход на более современную систему бронирования. Применяемая сегодня Gabriel морально устарела и не позволяет полностью использовать возможности современных программных продуктов. Г-н Бачурин надеется, что решение будет принято уже в конце этого года, в крайнем случае – в начале следующего.
Еще один программный продукт, который готовится к внедрению в практику работы авиакомпании, – модуль управления бортпитанием Air Serve, который позволяет формировать заказ не только на бортпитание, но и на все, что используется для обслуживания на борту, в том числе на посуду, дорожные наборы. Между бронированием и реально пришедшими на регистрацию пассажирами всегда существует некоторая разница, и заказ избыточного питания ведет к дополнительным расходам, а недостаток – к задержкам рейса из-за необходимости дозаказа и доставки.
В связи с перспективой вступления “Аэрофлота” в один из глобальных альянсов компания провела анализ совместимости используемых программных продуктов. “Если говорить об альянсе SkyTeam, то у нас полное совпадение программных средств (за исключением, пожалуй, Air Serve) с лидером альянса Air France, – сообщил г-н Бачурин. – Более того, когда мы принимали решение о приобретении систем, мы консультировались с зарубежными коллегами, наши специалисты ездили к ним для знакомства с работой систем “в живую”, и значительное влияние на наш выбор оказало это соображение”.
В рамках альянса основное требование – это стыковка по системам бронирования. Чем больше совместимость систем, тем легче осуществлять совместные продажи, проводить взаиморасчеты, меньше сбоев. Именно поэтому выбору новой системы бронирования в “Аэрофлоте” в настоящее время уделяется особое внимание.

Читайте также:  Air France "подтягивает" сервис