Пьер СПАРАКО
Стратегическое планирование в отношении парижских аэропортов бездарно? Такой вопрос волей-неволей приходится задавать, ознакомившись с отчетом, опубликованным французской Счетной палатой.
Главная мысль документа, полного критических замечаний, такова: компания Aeroports de Paris (ADP), управляющая парижскими аэропортами им. Шарля де Голля и Орли, а также несколькими аэродромами авиации общего назначения в окрестностях Парижа, предоставляет пассажирам услуги неудовлетворительного качества, несмотря на то что аэропортовые сборы недавно были повышены.
Отчет Счетной палаты, впервые проанализировавшей работу аэропортов, косвенным образом затрагивает актуальный вопрос: что для аэропорта главное — предоставлять авиакомпаниям и пассажирам услуги надлежащего качества или, будучи как-никак коммерческой структурой, любой ценой добиваться возврата инвестиций и прибыли?
Париж — ключевой пункт в системе авиаперевозок Франции. Здесь сходится огромное количество не только международных, но и внутренних рейсов; прежде всего, речь идет о направлении север-юг (популярные рейсы в Тулузу, Ниццу и другие города). По данным Ассоциации французских аэропортов, в прошлом году через аэропорты Парижа прошло 143,5 млн пасс. и 2,4 млн т груза. Только аэропорты им. Шарля де Голля и Орли вместе пропустили 86,4 млн пасс., что на 4,7% больше, чем в 2006 г.
Очевидно, что ADP такая ситуация крайне выгодна. Хотя государству все еще принадлежит контрольный пакет акций компании (68,4%), руководство ADP свободно применяет стратегию развития, ориентированную на получение прибыли, и планирует в дальнейшем увеличивать доходы. В прошлом году выручка компании возросла на 10,4%, достигнув 2,92 млрд евро, а чистая прибыль по сравнению с 2006 г. увеличилась на 13,5%.
В послании акционерам председатель и исполнительный директор ADP Пьер Граф с гордостью отмечает, что рентабельность компании повышается за счет непрофильной деятельности — в частности, работы с недвижимостью. Сейчас ADP строит в аэропорту Орли гигантский бизнес-центр, который планируется открыть в 2011 г. Под его крышей разместятся офисы на 10 тыс. работников, а также конференц-центр и четырехзвездочная гостиница. "Цель данной программы — создание оживленного делового комплекса всего в 10 минутах от воздушной гавани города", — говорится в заявлении ADP. При этом основная задача компании — управление аэропортами — в документе даже не упоминается.
Выходит, что предприятие, управляющее аэропортами, ради получения прибыли пренебрегает своими прямыми обязанностями? Счетная палата подвергла жесткой критике качество услуг, предоставляемых ADP: в аэропортовых терминалах не хватает информационных указателей, пассажиропотоки плохо организованы, службы безопасности справляются со своей работой неудовлетворительно, на пунктах иммиграционного контроля вечные очереди. К тому же в часы пик не хватает телетрапов и самолеты все чаще вынуждены парковаться на удаленных от терминалов стоянках, куда пассажиров доставляют в переполненных автобусах.
Железнодорожный экспресс из города в аэропорт им. Шарля де Голля, согласно существующим планам, запустят не ранее 2012 г., хотя о его необходимости говорят с момента открытия аэропорта в 1974 г. Пока же пассажирам приходится добираться до аэропорта по перегруженному шоссе.
В аэропорту Орли транспортная проблема стоит еще острее. Станция метро, построенная 50 лет назад под главным пассажирским терминалом, так и не открылась, а поезда городского управления пассажирского транспорта останавливаются в нескольких километрах от аэропорта.
Счетная палата признает, что не одна ADP ответственна за трудности аэропортов. В отчете указаны недоработки и других сторон — например, в часы пик в терминалах не хватает полицейских. Кроме того, программу авиационной безопасности, внедренную иммиграционными властями, Счетная палата сочла дискриминационной, что стало для многих неожиданностью. Программа позволяет пассажирам первого и бизнес-класса Air France проходить зону иммиграционного контроля быстрее, чем остальным, не тратя времени в очередях. По мнению Счетной палаты, это ущемляет базовое право пассажиров на равное обращение, поскольку критерием отбора является цена авиабилета.
Очевидно, парижским аэропортам необходима совершенно новая стратегия работы, чтобы оправдать ожидания пассажиров.