Китайские вложения

Китайские финансовые институты в 2009 году стали гораздо более активны и заметны на рынке финансирования сделок по приобретению и лизингу самолетов. Клиентами компаний из Поднебесной уже стали крупнейшие перевозчики из разных регионов мира, в частности British Airways, Qantas, Virgin Blue, Lufthansa, Air France — KLM и Southwest Airlines. Экспансия китайских компаний в сегменте финансирования покупок и лизинга ВС, видимо, продолжится.

Cвои позиции на рынке финансирования авиационных сделок расширяют CBD Leasing Co —  лизинговая компания, созданная китайским банком развития (CDB), Индустриальный и коммерческий банк Китая (ICBC) — крупнейший коммерческий банк страны, а также BOC Aviation — лизингодатель со штаб-квартирой в Сингапуре, на 100% принадлежащий Банку Китая. В частности, первые два самолета А380 для австралийской Qantas были профинансированы китайскими структурами.
Представители Airbus убеждены, что тенденция к усилению влияния китайского финансирования на рынке продолжится. Найджел Тэйлор, возглавляющий в Airbus подразделение по авиационному финансированию, в интервью агентству Bloomberg заявил: “Главное преимущество Китая в том, что карманы страны по-прежнему полны долларов, и это основная причина большей активности китайских компаний, которые в прошедшем году были более заметны, чем традиционные игроки на этом рынке”. Растущей популярности китайские институты привели сразу нескольких причин. Помимо уже упомянутого стабильного финансового положения им на руку сыграла не самая лучшая ситуация у крупнейших лизингодателей и банков. Например, ILFC с началом кризиса оказалась в тяжелом положении из-за финансовых проблем ее материнской компании AIG.
К тому же предполагается, что Китай в ближайшее время (возможно, уже по итогам 2010 г.) сместит Японию с позиции второй крупнейшей экономики мира. Поэтому страна укрепляет свои позиции не только на внутреннем, но и на ряде внешних рынков.
Еще один плюс в пользу новых лизингодателей и финансистов — растущие туристическая и транспортная отрасли в самом Китае. В 2010 г. 20% поставок самолетов Airbus придется именно на Китай; вполне естественно, что большинство этих сделок финансируется локальными институтами. Другой крупнейший мировой авиапроизводитель — американский Boeing — в своем 20-летнем прогнозе развития рынка заявил, что из всех самолетов, которые будут поставлены в течение этого периода в азиатский регион, на Китай придется доля в 40%. Всего странам Азии потребуется около 9 тыс. коммерческих лайнеров различной вместимости. Три крупнейших китайских перевозчика — Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines, по данным Reuters, в общей сложности заказали около 60 машин только Boeing 787 Dreamliner (помимо других типов ВС).
Доступ к китайским ресурсам послужил одним из факторов, позволивших несколько снизить финансовую нагрузку на производителей самолетов, которую они вынуждены нести для поддержки своих продаж — и, по-сути, своего серийного производства. По информации Boeing, сумма, направляемая компанией в 2010 г. на поддержку приобретения новых самолетов, составит менее 500 млн долл. Как заявил агентству AP гендиректор Boeing Джим Макнирни, глобальная финансовая система в целом оказалась в лучшей форме, чем ожидалось год назад. И хотя доля коммерческих банков, рынков капитала и лизинговых компаний в финансировании заказов на самолеты несколько снизилась, ситуация все равно лучше, чем ряд сценариев, которые Boeing рассматривал год назад. “Это накладывает меньшие требования на Boeing как на финансиста последней инстанции”, — говорит Макнирни.
Правда, сотрудничество китайских финансовых институтов, так же как и авиакомпаний, с американским производителем может осложниться из-за скандала с поставкой американскими производителями оружия Тайваню. Желание Вашингтона продать Тайваню оружие на 6,4 млрд долл. поставило два государства на грань дипломатического конфликта. В конце января Пекин объявил о разрыве военных связей с США и о введении санкций против компаний, участвующих в сделке, в числе которых и Boeing. Сейчас дипломаты и политики пытаются предположить, к каким последствиям может привести скандал. В Boeing ситуацию не комментируют, поясняя, что компания не может давать оценку действиям правительства. Пока не понятно, как разразившийся конфликт повлияет на отрасль гражданской авиации, однако можно ожидать, что санкции существуют до тех пор, пока они выгодны вводящей их стороне. Если выяснится, что помимо американских компаний от них страдают и китайские, то от крайних мер придется каким-либо образом отказываться.   

Читайте также:  «Внутренний рынок таит большие возможности»