Низкотарифные выигрывают

Итоги деятельности европейских низкотарифных перевозчиков в 2009 г. подтвердили тенденцию перераспределения пассажиропотока от традиционных авиакомпаний в сторону перевозчиков с низкотарифными и гибридными бизнес-моделями. Согласно отчету Европейской ассоциации низкотарифных перевозчиков (ELFAA), за 12 месяцев прошлого года авиакомпании этого сегмента перевезли 162,5 млн пасс., увеличив пассажиропоток в изменившихся рыночных условиях на 8,7%. Для сравнения: объем пассажиропотока сетевых перевозчиков Европы снизился в 2009 г. на 5,8%.
Среди низкотарифных авиакомпаний лидирующие позиции по количеству обслуженных пассажиров занял крупнейший игрок рынка — ирландская компания Ryanair, на долю которой пришлось 65,3 млн пасс. Вторую строчку занимает британская авиакомпания EasyJet, услугами которой воспользовались 46,1 млн пасс., далее следуют Norwegian (10,8 млн пасс.), Vueling (8,2 млн пасс.), Wizz Air (7,8 млн пасс.), Flybe (7,3 млн пасс.), Transavia.com (5,2 млн пасс.), Jet2.com (3,3 млн пасс.), bmibaby (2,9 млн пасс.).
Средний коэффициент коммерческой загрузки у низкотарифных перевозчиков Европы составил 82%. Контрастирующие результаты 2009 г. сетевых авиакомпаний и низкотарифных перевозчиков говорят о массивном структурном смещении на европейском рынке. Текущая ситуация была спровоцирована в том числе экономическим кризисом, который переменил вектор потребительского спроса в сторону более бюджетных перевозок. В ELFAA выражают уверенность в том, что низкотарифные авиакомпании постепенно становятся основными игроками на европейском рынке. Вместе с тем необратимые изменения, связанные с переходом на коротких европейских маршрутах пассажиров премиум-класса к перевозчикам с низкотарифными и гибридными бизнес-моделями, заставляют реагировать сетевых операторов. Air France — KLM, Alitalia, bmi, British Airways, Iberia и Lufthansa сообщают об ожидаемом пересмотре своих продуктов и стратегий в ближайшие месяцы.
Конкуренция на рынке между сетевыми и низкотарифными перевозчиками может стать еще острее в 2010 г. Ryanair и EasyJet косвенно уже объявили о частичном пересмотре своих экономических моделей — от стратегии захвата рынка и получения все большей доли пассажиров компании намерены перейти к бизнес-стратегиям, которые позволят увеличить дивиденды их акционерам. Это хорошие новости для инвесторов, однако для пассажиров это может означать по крайней мере уменьшение количества дешевых билетов. Ryanair в этом году отказалась от контракта с Boeing на приобретение 112 новых Boeing 737-800 (стоимость контракта — 6 млрд долл.), и это означает, что у компании не будет достаточных емкостей, чтобы увеличивать пассажиропоток после 2013 г. теми же темпами, что и сейчас. Вполне вероятно, что такая политика может объясняться сокращением потенциально возможных новых маршрутов в Европе (у Ryanair уже очень большая сеть на континенте и не до конца понятно, как ее развивать дальше).
Однако пока ирландская авиакомпания продолжает стратегию по захвату рынка и открытию новых направлений. Ryanair вышла на российский рынок перевозок, не открыв ни одного направления в Россию. Авиакомпания в этом году открыла полеты из финской Лаппеенранты в Дюссельдорф (до этого перевозчик уже летал из финского города Тампере). В Ryanair рассчитывают, что до 70% пассажиров на этих рейсах будут из России, прежде всего из Северo-Западного региона и Санкт-Петербурга. Российские перевозчики давно пользуются услугами недорогих перевозчиков, которые летают из приграничных городов Финляндии, поскольку их цены гораздо привлекательнее тех, что предлагаются при вылете из Пулково. 

Читайте также:  Еврогигант