Новые суперслияния?

Йенс ФЛОТТАУ, Финикс и Франкфурт
Британская авиакомпания Virgin Atlantic рассчитывает получить разрешение от Lufthansa на объединение с британской же bmi. Такой шаг усилил бы позиции Virgin в конкурентной борьбе с национальным перевозчиком Великобритании British Airways (BA). "Мы весьма заинтересованы в слиянии с bmi", — говорит директор Virgin по внешним связям и развитию маршрутной сети Барри Хамфриз. Объединившись с авиакомпанией, занимающей второе место по количеству слотов на взлетно-посадочные операции в лондонском аэропорту Хитроу, Virgin превратилась бы в полноценного хабового перевозчика уровня BA и получила бы новые возможности для развития своей дальнемагистральной маршрутной сети. Хамфриз полагает, что Lufthansa, которой принадлежит 30% минус одна акция bmi, могла бы стать акционером объединенной авиакомпании.
Между тем составы акционеров как bmi, так и Virgin в скором времени могут претерпеть серьезные изменения. Lufthansa, скорее всего, будет пытаться уговорить владельца bmi Сэра Майкла Бишопа продать контрольный пакет в компании (50% плюс одна акция) за ранее оговоренную сумму в 229 млн фунтов (456 млн долл.) в ценах 1999 г., с поправкой на инфляцию. Если Бишоп откажется воспользоваться опционом на продажу акций, срок действия которого истекает в июне 2009 г., Lufthansa сможет реализовать свой собственный опцион на покупку, чтобы получить контроль над bmi. Возможна и сделка по приобретению 20%-ного пакета акций bmi у группы SAS, недавно объявившей о намерении избавиться от этого "непрофильного" актива.
В то же время Singapore Airlines (SIA), которой принадлежит 49% акций Virgin, недовольна финансовыми результатами компании за последние несколько лет. SIA уже заявила, что может продать свои акции. Объединение Virgin с bmi могло бы ускорить этот процесс или же заставить сингапурцев реструктурировать инвестиции.
Идея слияния bmi и Virgin не нова, ее неоднократно озвучивали в последние годы, но всякий раз Бишоп отказывался продавать свои акции. Вместо этого он пытался вывести bmi на рынок дальнемагистральных перевозок — правда, безуспешно. Предполагаемый скорый уход Бишопа со своего поста может сделать условия для объединения более благоприятными.
Слияние было бы выгодно для обеих компаний. После вступления в силу договора об открытом небе между Евросоюзом и США Virgin придется столкнуться с усилением конкуренции на дальнемагистральных маршрутах из Хитроу. Предвидя это, компания уже приступила к пересмотру своей бизнес-модели. "Мы отходим от концепции перевозок по принципу point-to-point", — говорит директор по планированию Virgin Эдмонд Роуз. Компания сотрудничает примерно с 15 региональными авиаперевозчиками, которые обеспечивают пассажиропоток на ее дальнемагистральных маршрутах. Но, по мнению Роуза, было бы "гораздо полезнее объединить усилия с авиакомпанией, у которой уже есть своя ближнемагистральная маршрутная сеть".
Будущее bmi в качестве самостоятельного перевозчика тоже вызывает сомнения. В последние годы компания не могла похвастаться высокими доходами. Однако ее финансовые результаты заметно улучшились, после того как Lufthansa и SAS подписали соглашение о совместном частичном погашении убытков bmi на маршрутах в Германию и Скандинавию. Недавно bmi резко изменила стратегию: вместо убыточных операций внутри Западной Европы приоритет теперь отдается среднемагистральным перевозкам в восточноевропейские страны и на Ближний Восток. Как раз такого рода маршруты и интересуют Virgin, располагающую сегодня только дальнемагистральной маршрутной сетью.
Впрочем, в ближайшие год-два могут появиться новые факторы, способные существенно повлиять на судьбу bmi. Исполнительный директор BA Уилли Уолш не скрывает своего интереса к компании. Возможно, сейчас bmi и не приносит большой прибыли, но одни только ее слоты в Хитроу — 13% от общего количества — оцениваются более чем в 2 млрд фунтов (3,16 млрд долл.).
Судьба bmi зависит главным образом от Lufthansa, намерения которой пока не ясны — руководство компании отказывается от комментариев. Председатель совета директоров и исполнительный директор Lufthansa Вольфганг Майрхубер недавно заявил, что не исключает возможности переговоров с SAS, в случае если последняя все же решит избавиться от своей доли в bmi. Источники в Lufthansa утверждают, что ее руководство обеспокоено намерениями Virgin объединиться с bmi и интересом со стороны BA. Поэтому велика вероятность, что германский перевозчик воспользуется своим опционом на покупку пакета акций у Бишопа. Ведь оговоренная с ним стоимость покупки плюс та сумма, которую придется заплатить за пакет группы SAS, все равно значительно меньше, чем даже стоимость слотов bmi в Хитроу.
В нынешней ситуации у Lufthansa есть четыре варианта дальнейших действий: предоставить bmi возможность работать дальше как отдельной компании, слить ее с Virgin и остаться акционером получившейся в результате структуры, обменять активы bmi на долю BA в испанской авиакомпании Iberia или использовать британского перевозчика для достижения более заманчивой цели — собственного слияния с BA. Первый из вариантов наименее вероятен, а вот в последнем случае British Airways и Lufthansa получили бы возможность конкурировать на равных с альянсом Air France — KLM.

Читайте также:  Вице-президент Европейской комиссии Сийм Каллас о российской гражданской авиации