Трамвай и газон – имидж современного города
The Best Time to Visit France. Flight, Tour to France

В июне в Петербурге состоялась международная конференция по ландшафтной архитектуре – достойный повод поговорить о комфортном жилье. Участник конференции, профессор СПбГАСУ, доктор архитектуры Валерий Нефедов объездил полмира, изучая среду обитания современного человека.

Что вкладывают западные специалисты в понятие городской ландшафт?
Они не только рисуют газоны, деревья, парковку, велодорожку и т. д., они продумывают их устойчивость и долговечность на далекую перспективу. С помощью ландшафтной архитектуры и дизайна решаются проблемы оздоровления города и возвращения его человеку, который был вытеснен автомобилем даже с территорий жилой застройки.
Какие компоненты ландшафта являются долгосрочными?
С ростом количества транспорта на городских улицах началось регулирование ближней к тротуару полосы, превращенной в стихийную парковку. С определенным интервалом, метров в 15, появились деревья. Это хирургический метод, но тут не помогут никакие вазоны с цветами, как пробуют делать у нас. Машинам отведено определенное место, и еще осталась полоса для велосипедистов.
Речь идет не только о теплых странах – Италии, Испании, Португалии, Франции. Аналогичные сюжеты я наблюдал в Скандинавии. Например, если создается подземная парковка, то крыша засыпается новым грунтом. В Хельсинки в центре города насыпаны песчаные холмы с соснами и прямым поливом корневой системы. Засыпка поверхности над гаражами формирует ландшафт в новостройках Берлина.
Вернемся к теплым странам.
Новая набережная в Генуе была создана к 500-летию путешествия Колумба в Америку. Там были склады и причалы, теперь высажены пальмы. Набережная эффектно огибает лагуну, образуя престижный променад. Хрестоматийный пример – Барселона. Раньше главная городская улица – Рамбла упиралась в хаотическую прибрежную застройку. К Олимпиаде 1992 го-да набережная полностью преобразилась.
Выход к воде является важным компонентом комфортной дружелюбной среды, хотя жилье с видом на воду в полтора раза дороже такого же, но без вида.
Лет 20 назад в китайских городах не было подобного дружелюбия. Но открытость для мировых инноваций позволила китайцам пригласить западных архитекторов. Теперь в Ханчжоу внутри жилых кварталов над паркингами расположились цветущие благоухающие сады и детские игровые площадки. Земля принадлежит человеку, а не автомобилю, который не допускается во дворы.
Из Европы к нам пришло понятие деасфальтизация. Это что?
Собственное наблюдение в Анже. Во дворе Национальной школы садоводства Франции дорожники с помощью техники проделали круглое отверстие в асфальтовом покрытии на пешеходном тротуаре, чтобы студенты-ландшафтники могли посадить дерево. Оно будет там жить, а земля дышать, получать дождевую воду и биомассу.
В Европе перестают укладывать тротуарную плитку консолидированно. В новых районах Берлина, например, в районе Шпандау, я видел, как строится новая улица. Размечена проезжая часть и места для парковки, рядом поребриком отбиты места для посадки деревьев. Машиноместа обозначаются бетонными плитками со вставками в виде крестовины, рассекающими сплошное покрытие. Туда засыплют грунт и посадят траву. Автомобилю без разницы, где стоять, для людей важно смягчение теплового удара, вызываемого глухим бетоном.
Что такое комфортное жилье в Европе?
На мой взгляд, это дом, сохраняющий ощущение близости к природе. Когда здание становится выше 6–7 этажей, то ни о какой близости речи нет. В этом случае, переуплотненность не позволит спуститься вниз и выйти погулять с ребенком, спокойно пообщаться с соседями, поиграть в теннис. Комфортное жилье – место для жизни, а не спальный район. Европейцы сильны тем, что предпочитают не достроить несколько этажей и потратить деньги на благоустройство окружающей территории.
И тогда остальные метры возрастают в цене?
Вопрос в том, что покупает человек. В Париже за вокзалом Аустерлиц и новым зданием Национальной библиотеки появился новый жилой район. Еще идет стройка, но на заборе рекламируются не достоинства будущих квартир, а среда. Примерно так: «На этом месте будет посажена тысяча деревьев, здесь будет пешеходный променад». Рекламируется часть нового образа жизни.
Кто живет в домах от трех до семи этажей?
У кого нет комплекса по поводу жизни среди других людей, знающих кто живет слева и справа. У нас нет аналогов подобного качественно жилья, которое проектируется и создается вместе с природным окружением. Проекты таких домов отбираются по конкурсу, а если город большой или место ответственное – по международному конкурсу. В Анже такое жилье проектировали итальянцы. Хороший пример – пятиэтажная Арабианранта в Хельсинки. Под двором обязательно расположен подземный паркинг, который приподнимает уровень земли. Она занята общественным пространством. Первые этажи для комфорта их жителей отделены от двора зеленой оградой или подпорной стенкой, в пределах которых обустраивается приватное пространство. Все вместе создает микросреду отдельного дома.
А высокое здание не может быть комфортным жильем?
Может. Все дело в плотности застройки. Нет проблемы, если застройка точечная. В парижском Дефансе существуют высокие жилые здания, но они окружены природой. Даже если из такого дома выйдет 400 человек, все они найдут себе достойное окружение.
В Европе, кроме 3–5-этажных кварталов появляются 20-этажные точки. Но тогда и расстояния между домами совершенно другие. На мой взгляд, жить в небоскребе, который выше 50–70 метров, некомфортно. Только экономика может продиктовать требование поселиться выше. Допустим, в даунтауне, ближе к работе или рядом с метро.
Какие материалы для строительства используются в Европе?
Для жилья наиболее стандартная схема – монолитный бетон, каркасные конструкции, многослойное (в зависимости от климата) утепление, кирпичная облицовка, особенно популярная в Финляндии. Южнее используют облицовку из штукатурки с каменной крошкой местного происхождения, а также дерево.
Именно слово «дерево» я ждал услышать.
Но это нормально технологически обработанное дерево. Вакуумная сушка вытягивает влагу из древесины, затем – поверхностная обработка, которая закрывает поры. Тогда облицовка не гниет. Я видел такие новые дома в европейских столицах. Природные материалы говорят об экологизации архитектуры, их используют, даже если здания получаются менее репрезентативными, чем с каменной облицовкой.
Стал ли собственный дом культовым в западном менталитете?
Радикальной потребности в индивидуальном жилье я не заметил. Впечатляет разумность при выборе этажности и размера строения. Во Франкфурте, Берлине, Нанте, Анже не считается зазорным жить в так называемых блокированных домах или таунхаусах. Не говорю уже про Англию, где все это придумали. Это 10–15 домов, образующих композицию вдоль улицы. Застройка, один–два, максимум в три этажа, подчиняется единой логике, соразмерно с соседями. Окраска фасадов единая, крыши – в одном материале. Комплекс проектирует один застройщик по проекту одного архитектора. Никаких бетонных заборов, только специально вынесенный чуть вперед почтовый ящик, чтобы почтальон мог доставлять корреспонденцию, не слезая с велосипеда. Дальше – въезд в гараж и небольшой палисадник. Визитка владельца при входе – легко распознаваемый индивидуальный знак (поле для работы ландшафтных архитекторов) – группа кустов, деревьев и т. д.
За палисадником следует узкий участок на 30–40 метров в глубину. Это дом – приватное пространство, за ним – коллективное пространство, где можно общаться с соседями, устраивать барбекю. Этот образ жизни видится мне оптимальным. Он составляет то самое знаменитое «коммунити». Владелец таунхауза может в любой момент, в зависимости от настроения и погоды, выбирать, где ему находиться – в частном или общественном пространстве.
Недавно я видел, как во Франции при нарезании земли под малоэтажную застройку закладываются природные коридоры для публичных пространств. Тогда после строительства таунхаусов его обитателям останется место для велопрогулок.
Насколько близки эти тенденции азиатским домовладельцам?
Когда ехал на скоростном поезде Ханчжоу–Шанхай, обратил внимание на блокированные строения в 2–4 этажа минималистической архитектуры с непременными башенками. Это сельская местность, но там развивается тип европейского жилья, отличный от ожидаемых индивидуальных домов.
В Ханчжоу при строительстве домов преобладает монолитный бетон, высота в диапазоне до 4 этажей для среднего класса, до 16 этажей для социального жилья. Здания повышенной этажности, как и в Европе, строятся точечно.
Какие материалы используются при строительстве таунхаузов?
В основном блоки из местных материалов или монолитный бетон. На нем – слой штукатурки с каменной крошкой. Каждая местность старается максимально использовать сырье собственного производства. Например, в Анже для кровель используется местный слоистый черный камень, листы толщиной до одного сантиметра. Идентичность среды сразу достигается.
Это дорогое жилье?
Оно не в разы дороже социального. В Европе не принято употреблять слова элитное жилье. Аристократу положено иметь свой замок, я был в таком во Франции. Владелец ковыряется в огороде, пропалывает морковку, несмотря на отлаженный механизм поддержания хозяйства. Там принято лично участвовать в благоустройстве своей собственности. Хозяин показывал свою рощу до горизонта без пафоса и хвастовства.
Больше того, в менталитете европейца принято, заказав проект профессиональному архитектору, а стройку профессиональному подрядчику, сделать что­то своими руками. Рукотворность, причастность к созданию своего ландшафта передается из поколения в поколение.
Таунхаусы и вообще малоэтажка раздвигают города вширь. А как быть с транспортной доступностью работы и отдыха? А стоимость прокладки коммуникаций?
Разрастание городов никого не беспокоит. Во­первых, эффективен общественный транспорт. Государство использует часть денег, полученных от продажи земли под застройку и налогов, на развитие инфраструктуры. Два года назад в Париже началось радикальное переосмысление роли современного трамвая в жизни города. Несмотря на существование развитой системы метро и городских электричек RER.
В каждом французском городе – Париже, Нанте, Страсбурге – свой неповторимый трамвай, это часть городского имиджа.
В Пекине и Шанхае безупречно ходят автобусы. И в европейском трамвае, и в китайском автобусе обращаешь внимание, что большинство пассажиров люди в самом активном возрасте – 20–40 лет. Стало удобнее ездить в общественном транспорте по выделенной полосе, чем на автомобиле по остальным перегруженным.
Во­-вторых, инженерия. Новые жилые районы Берлина, Лондона, Парижа имеют локальное теплоснабжение и очистные сооружения. Территории развиваются комплексно, зонинг в генпланах всегда эффективен. Земли проданы застройщикам вместе с готовой инфраструктурой. Всем, кто ездит в Европу, настоятельно рекомендую не ограничиваться стандартным туристическим пакетом. Очень полезно сесть на любой автобус, идущий в немецкие, французские, итальянские новостройки. Мне довелось многократно проделывать это в Риме, Париже, Хельсинки, Берлине. Впечатление сильное. А главное – не меньшее, чем от исторических центров, за счет уважительного отношения к человеку.
Беседовал Дмитрий НОВИК

Читайте также:  Дом между Ниццей и Каннами: как заработать на «звездной» аренде

журнал “Ваш Дом За Рубежом”