Время собирать камни
The Best Time to Visit France. Flight, Tour to France

С середины прошлого года российские грузовые авиаперевозчики работают в сложной обстановке, создаваемой резкими переменами и неопределенностью перспектив на самом большом и доходном из оставшихся зарубежных рынков – рынке перевозок грузов из Китая. Запрет полетов чартерных рейсов в августе 2002 г. (см. АТО # 41, стр. 19) привел не только к серьезным убыткам для тех перевозчиков, что летали в КНР на чартерной основе, но и к снижению емкости рынка в целом. До сих пор сохраняется неопределенность в том, каким образом будут регулироваться полеты грузовых авиакомпаний и в этом году, – вот уже два раунда переговоров авиационных властей России и Китая закончились безрезультатно.
Нестабильность и снижение емкости китайского рынка, постепенное падение объемов работ на других традиционных зарубежных рынках перевозок товаров народного потребления, вводимые ограничения на полеты шумных Ил-76 сужают поле деятельности отечественных авиагрузоперевозчиков, особенно тех из них, кто за прошедшие, относительно успешные годы работы так и не смог выйти на качественно иной уровень работы.
Как уже неоднократно отмечалось на страницах АТО, отечественный рынок авиационных грузоперевозок подвержен влиянию множества факторов – от состояния мировой экономики до решений столичных властей, и потому прогнозированию практически не поддается. Не стал исключением и прошлый год, с которым многие авиакомпании связывали надежды на закрепление успеха, достигнутого в 2001 г., когда объем перевозок грузов и почты вырос по сравнению с 2000 г. на 12,1%. Но многие обманулось в своих ожиданиях.
По сравнению с 2001 г. рост объема перевозок грузов и почты на международных линиях составил 5,37%, уступив темпам роста объемов международных пассажирских перевозок (10,01%) почти вдвое. Объем грузоперевозок на внутренних линиях и вовсе упал на 2,06% по сравнению с прошлым годом (см. АТО # 44, стр. 3). При общем по отрасли росте объема перевезенных грузов некоторые из признанных лидеров утратили свои позиции (табл. 1-3).
Общее состояние рынка грузовых авиаперевозок для российских компаний его участники оценивают как вялое: качественных изменений на нем в прошлом году не произошло, не наметилось и каких-либо положительных тенденций для его развития в этом году.
Как и в предыдущие годы, состояние рынка в основном определяется итогами работы наших авиакомпаний при перевозке грузов из-за рубежа. Международные перевозки грузов и почты в 2002 г. (364,57 тыс. т) составили 58% от общего объема грузоперевозок (627,24 тыс. т). Крупнейшими зарубежными рынками для наших авиакомпаний оставались Китай, Турция, Германия, ОАЭ, Италия (табл. 4).
По оценке самих грузоперевозчиков, в прошлом году объем перевозок из Турции и Италии несколько возрос, а вот грузопоток из ОАЭ значительно оскудел. Российская таможня обратила особо пристальное внимание на электронику, доставляемую воздушным транспортом, и рынок немедленно отреагировал на изменившуюся обстановку: западные авиаперевозчики теперь доставляют груз в Европу, а затем автомобильными траками ввозят его в Россию.
Значительно снизился также грузопоток из Южной Кореи. Но наибольшие потрясения пережил китайский рынок, объем перевозок на котором составил в 2003 г. около 26% от всех международных перевозок, выполненных российскими авиакомпаниями.

Читайте также:  Air France — KLM переводит рейсы в терминал Е аэропорта Шереметьево

Китайская лихорадка
Похоже, что попытка российских авиационных властей в августе прошлого года навести элементарный порядок в загрузке наших воздушных судов в китайских аэропортах (см. АТО # 41 стр. 19) была использована китайцами прежде всего для того, чтобы продемонстрировать, “кто в доме хозяин”, и подготовить почву для выхода на линии своего грузоперевозчика.

 

Авиапредприятие
Рейтинг 2002 г. (2001 г.)
Перевезено в 2002 г., тыс. т
Изменение к 2001 г., %

Таблица 1. Рейтинг 15 ведущих перевозчиков по объему перевозок грузов и почты за 2002 г. (МВЛ и ВВЛ)

“Аэрофлот – РАЛ”
1 (1)
109,53
+7,77

“Волга-Днепр”
2 (4)
54,97
+112,47

“Аэрофрахт”
3 (13)
***
***

“Ист Лайн”
4 (15)
31,36
+144,93

Читайте также:  Поиски соразмерной конкуренции

Мирнинское АП АК “Алроса”
5 (3)
28,01
-9,98

“Атлант-Союз”
6 (2)
21,11
-54,36

“Красноярские АЛ”
7 (8)
18,35
-6,80

“Сибирь”
8 (16)
17,95
+59,94

“Полет”
9 (12)
17,66
+30,00

“Домодедовские АЛ”
10 (11)
17,62
+20,05

“Аэростарз”
11 (6)
17,05
-24,69

224-й летный отряд
12 (5)
15,17
-38,82

“Тесис”
13 (7)
14,30
-34,32

“Третьяково”
14 (17)
***
***

“Абакан-Авиа”
15 (22)
12,27
+86,82

*** – на момент издания не получено подтверждение от авиакомпании на публикацию данных.
Источник: ТКП.