Вывод из штопора

Роберт УОЛЛ, Париж
Несмотря на снижение цен на нефть, финансовые перспективы мирового воздушного транспорта стремительно ухудшаются из-за обвала спроса на авиаперевозки.
Предварительный прогноз, согласно которому мировая гражданская авиация в этом году понесет убытки в размере 5,2 млрд долл., возможно, больше не отражает реального положения дел, заявляет Джованни Бизиньяни, гендиректор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Причина его опасений — зафиксированное в сентябре сокращение объемов грузовых и пассажирских перевозок. “Результаты 2008 г. могут оказаться гораздо хуже прогнозируемых”, — говорит он, добавляя, что следующий год обещает быть очень трудным.
В наименьшей степени кризис отрасли пока затронул американских перевозчиков, которые хотя бы не несут дополнительных убытков из-за резких перепадов обменного курса валют. В США снижение цен на нефть породило определенный оптимизм в отношении ближайшего будущего.
Лидеры европейской отрасли, напротив, согласны с мрачным прогнозом Бизиньяни. “Очевидно, что спад, который нас ожидает, будет гораздо хуже последствий 11 сентября 2001 г.”, — говорит Марк Роше, президент бутик-перевозчика L’Avion, недавно приобретенного авиакомпанией OpenSkies — дочерним предприятием British Airways.
Более того, многие представители авиатранспортной отрасли подозревают, что реальный масштаб мирового экономического кризиса не нашел даже частичного отражения в статистике за сентябрь. Она зарегистрировала падение объемов грузоперевозок на 7,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а также сокращение пассажирооборота на 2,9%. Главный экономист IATA Брайан Пирс предупреждает: “Похоже, нас ждет дальнейшее экономическое ослабление”.
Чувство обреченности охватило всех. “Ни одна авиакомпания не может похвастаться неуязвимостью перед лицом нынешнего кризиса, — говорит глава Qantas Джефф Диксон. — Мы отмечаем явное уменьшение объемов бронирования билетов на ближайшие месяцы, особенно на международных маршрутах. Похоже, что на спрос, помимо прочего, негативно влияют колебания курса валют”. В целом, по его словам, многие из уцелевших в период кризиса авиакомпаний ожидает резкое снижение прибыли, что не будет способствовать возврату инвестиций.
Распространены опасения, что спад может приобрести затяжной характер. По словам главы Virgin Atlantic Стива Риджуэя, 2009-й станет в этом отношении показательным годом. Риджуэй полагает, что объемы перевозок вряд ли начнут расти раньше середины 2010 г. Ему вторит Роше: “Тяжелые времена продлятся не один месяц — возможно, они растянутся на годы”.
Некоторые авиакомпании, находящиеся в относительно благоприятном финансовом положении — так, что их рентабельность частично покрывает убытки более слабых перевозчиков, помогая сократить общие потери отрасли, — предчувствуют серьезное сокращение прибыли. Например, компания Air France — KLM предупреждает, что, скорее всего, не сможет добиться уровня запланированной на этот год прибыли в 1 млрд евро (1,25 млрд долл.).
В связи с этим компания запускает новую программу оптимизации расходов в продолжение предыдущей, масштаб которой уже был один раз увеличен в этом году с целью противодействия экономическому спаду. “Новая программа должна обеспечить дополнительную экономию 1,0-1,2 млрд евро в год к 2013 г.”, — говорит финансовый директор Air France Филипп Калавиа. Эти меры должны принести первые плоды в следующем году, хотя на первом этапе экономия не превысит 100-200 млн евро. Авиакомпания также решила отложить приобретение новых двухдвигательных широкофюзеляжных самолетов Boeing 787 или Airbus A350 (окончательный выбор пока не сделан).
Британской Virgin Atlantic, возможно, тоже придется пересмотреть свои планы. До сих пор авиакомпания сохраняла стабильность благодаря принятому некоторое время назад решению замедлить темпы роста. Но Риджуэй признает, что объемы перевозок недавно упали ниже показателей аналогичного периода прошлого года. “Мы внимательно следим за ситуацией и готовы в любой момент принять срочные меры”, — заявляет он, но тут же оговаривается, что сделать это будет трудно. Virgin очень не хочет идти на сокращение своей маршрутной сети, рискуя, таким образом, потерять часть имеющихся у нее слотов взлета-посадки в лондонском аэропорту Хитроу. Более того, на многих направлениях авиакомпания обслуживает всего один рейс в день и даже незначительные изменения в расписании могут иметь серьезные последствия для пассажиров.
Хотя авиаперевозчики сейчас слегка выигрывают от снижения цен на топливо, Бизиньяни отмечает, что это мнимая выгода, поскольку параллельно уменьшаются объемы пассажирских перевозок. Кроме того, по словам Риджуэя, в случае с британскими авиакомпаниями выигрыш за счет дешевеющего топлива нивелируется по причине продолжающегося падения курса фунта стерлингов по отношению к доллару.
Данные IATA также указывают на то, что нынешнее замедление не ограничено отдельными регионами или авиакомпаниями. Падение объемов пассажирских перевозок по сравнению с тем же периодом прошлого года было зафиксировано в прошедшем сентябре на всех рынках, за исключением Латинской Америки, — да и там рост замедлился с 11,9% в августе до 1,7%. По всеобщему убеждению, октябрьская статистика будет еще хуже.
Текущее положение дел способно привести к банкротству многих авиакомпаний в различных секторах. Недавней жертвой кризиса стал скандинавский низкотарифный перевозчик Sterling Airlines. Какое-то время компания пыталась удержаться на плаву, но в конце концов была вынуждена пойти на резкое сокращение расходов в отчаянной попытке восстановить финансовое благополучие. Однако крах банковской системы Исландии нанес сильнейший удар по главным инвесторам Sterling, перекрыв канал финансирования, в котором нуждался перевозчик.

Читайте также:  Glimmer of hope or same game, next season?